Порто-франко: территория перспектив
EastRussia следит за ходом реализации проекта Свободного порта Владивосток
Пакет законопроектов о Свободном порте Владивосток прошел первое чтение в Госдуме. Всего на голосование было вынесено три нормативных акта. За основной проект федерального закона «О свободном порте Владивостока» проголосовало 435 из 438 депутатов. Эксперты сравнивают проект Свободного порта с ТОРами и рассчитывают получить эффект, сравнимый с как минимум с эффектом саммита АТЭС. Однако, полагают они, думать надо масштабней, а действовать - последовательней.
Проект будущего
Законопроект был разработан Минвостокразвития в исполнение поручения президента РФ. Предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом Владимир Путин озвучил в послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года, а в апреле этого года предложил депутатам рассмотреть соответствующие изменения в законодательство как можно скорее – в весеннюю сессию парламента.
На минувшей неделе пакет законопроектов был принят в первом чтении. За основной проект федерального закона "О свободном порте Владивостока" 435 из 438 парламентариев высказались "за". Внесение необходимых изменений в Налоговый кодекс РФ поддержали 428 депутатов, третий проект закона из общего пакета поддержали 430 парламентариев.
Законопроект предусматривает для резидентов свободного порта Владивостока ряд налоговых преференций, упрощение таможенных и визовых процедур. В частности, снижение ставок налога на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на 5 лет. Также для резидентов планируется сократить объем отчислений в государственные и внебюджетные фонды.
На территории Свободного порта планируется ввести облегченный визовый режим, а также режим свободной таможенной зоны, которая позволит освобождать ввозимое оборудование от уплаты импортной пошлины и НДС. Предполагается, что правительство получит право вводить особые условия для работы образовательных и медицинских учреждений, а также для ряда предприятий, в том числе рыболовных.
"Создание Свободного порта в Приморском крае логически развивает ключевые идеи, заложенные в новой модели социально-экономического развития Дальнего Востока - такие как обеспечение наилучших конкурентоспособных условий предпринимательской деятельности и на этой основе увеличение объемов производства и экспорта товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона", - заявил замминистра по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов, представляя проект депутатам. Он отметил, что в случае принятия и реализации законопроектов ожидается прирост валового регионального продукта Приморского края в 3,4 раза к 2034 году, что составит 1,5 трлн рублей; кроме того, к 2034 на территории свободного порта будет создано 470 тыс. новых рабочих мест. По мнению законодателей, создание Свободного порта Владивосток окажет положительное влияние на экономику всего региона Дальнего Востока в целом. Так, по словам замминистра, прирост ВРП субъектов ДФО составит 34%.
Финансирование инфраструктуры Свободного порта Владивосток предлагается в основном осуществлять на условиях государственно-частного партнерства. Законопроект предусматривает и возможность бюджетного финансирования объектов инфраструктуры.
Как отметили в Минвостокразвития, реализация законопроекта придать существенный импульс экономике Приморского края, выровнять условия по инвестированию и ведению бизнеса в регионе с лучшими практиками в странах АТР, включиться в технологическо-производственные цепочки и грузовые потоки этого региона мира.
"Зона действия закона полностью охватывает транспортные пути, по которым проходят международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2", соединяющие российские порты и северо-восточные провинции КНР," - заявил представитель Минвостокразвития.
Важным достижением в министерстве также считают норму об упрощенном визовом въезде для иностранных граждан на территорию Свободного порта. Иностранцы смогут получать восьмидневную российскую въездную визу непосредственно на погранпунктах, входящих в зону Свободного порта. При этом выехать из страны можно будет через любой погранпункт.
"Также в качестве перспективных аспектов порто-франко можно выделить преференции и льготы для резидентов Свободного порта, меры господдержки в сфере градостроительной деятельности, лицензирования, осуществления государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в сфере регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, ветеринарного надзора", - сообщил представитель ведомства корреспонденту EastRussia.
Свой Шеньчжень
Власти Владивостока ожидают от проекта буквально прорыва, надеясь выстроить на Дальнем Востоке свой Шеньчжень.
"По всему миру находится около 5 тыс. различных зон, целью которых служит создание максимально льготных условий для привлечения инвестиций, роста производств. При этом 4 тыс. таких территорий находится в зоне АТР. Одна из известных и близких нам - Шеньчжень. Еще 15 лет назад это была неприметная деревушка на юге Китая. Сегодня там сосредоточено 30% производства", - отметил мэр Владивостока Игорь Пушкарев в разговоре с корреспондентом EastRussia.
При этом и у Приморья есть положительный опыт, пусть даже "точечный".
"У нас есть хороший пример работы завода «Sollers», но по нему было отдельное решение. Мы же говорим о массовом производстве, чтобы это были не только автомобили, но и общее развитие. Я надеюсь, что нам удастся пробить закон через Госдуму, чтобы у нас пошло действительно бурное развитие", - сказал Пушкарев.
При этом городские власти очень рассчитывают на поддержку вице-премьера - полпред президента в ДФО Юрия Трутнева, который является "локомотивом" введения льготных налоговых условий.
Эксперты называют проект рабочим, однако отмечают, что пока ему не хватает размаха.
"Если мы хотим кардинальных и реальных изменений, то необходимо предоставить аналогичные преференции всему Дальнему Востоку. Если же наша задача - точечное развитие, тогда документ вполне отвечает этому требованию. Владивостоку в частности и Приморскому краю в целом он, конечно, даст хороший толчок. Как и прошедший в крае саммит АТЭС", - сообщил EastRussia депутат Госдумы, член комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов.
Эксперт добавил, что предложение дать всем портам региона, причем не только морским, но и речным, преференции порто-франко, он озвучил в ходе рассмотрения проекта. Однако оно не было поддержано - разработчики сослались на поручение президента.
"Я считаю, что надо настаивать на комплексном развитии. Министерству необходимо мыслить глобальней. Небольшие точки роста не дадут большого результата", - заключил депутат.
Точками роста для всего региона, по мнению эксперта, могут стать водные биоресурсы, переработку которых необходимо развивать, и добыча полезных ископаемых, для которых сейчас нет никакой инфраструктуры.
"Вывод о том, рабочий это проект или нет, и насколько он будет эффективен, мы сможем сделать не раньше, чем через 2-3 года. После того, как оценим показатели грузооборота, внешней торговли", - отметил, в свою очередь, замдиректора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский, комментируя ситуацию корреспонденту EastRussia.
По его мнению, пока затруднительно говорить и возможных точках роста. "Свободный порт - это грузы и таможня, что же касается отраслей промышленности, то на них очень сильное влияние оказывают другие факторы. А именно - внутреннее законодательство РФ. Порт Владивосток - это одно, а система налогообложения, финансирования в банках (процентные ставки по кредитам), - то, что может сильно затормозить реализацию концепции. Ведь в России одни из самых высоких ставок по кредитам. Очень трудно развивать бизнес на таких условиях. Такие исходные данные для инвестора, конечно, малопривлекательны", - считает аналитик.
Эксперт призвал обратиться к опыту азиатского соседа - Китая, на территории которого успешно работает несколько свободных портов и зон.
"На юге Китае в 1979 году были созданы 4 свободные экономические зоны. Результат появился только в середине 80-х годов. Первоначально эксперты считали, что закон не пойдет и никакого влияния не окажет. Впоследствии было введено оперативное управление на местах - провинции давалось право принимать решения, а руководство осуществлялось из центра. После этого точечного удачного эксперимента он был распространен и на другие территории", - рассказал Островский.
Он напомнил, что у России за плечами есть пока только отрицательный опыт внедрения свободных зон - в Находке в 1992 году была предпринята попытка внедрить ОЭЗ, однако эксперимент провалился. И не было сделано никаких выводов.
"Представленный закон еще потребует доработки и настройки, и не надо гнаться за масштабами. Лучше работать последовательно и планомерно, учитывая опыт соседей. Возможно тогда, хорошая концепция получит достойную реализацию на практике", - заключил эксперт.
Экономика "отдельных территорий"
Сами разработчики законопроекта, напротив, призывают не размахиваться, а сосредоточиться на решении конкретных задач.
"Наша действующая экономика в регионе носит характер “отдельных территорий”. Необходимо отметить, что точечное приложение усилий именно там, где может быть получен быстрый и качественный результат – это вовсе не наше ноу-хау. Это опыт, который проходили многие страны. Названия могут быть разными – индустриальные парки, территории с особыми условиями, специальные экономические зоны, стратегические зоны хозяйствования. А содержание – одинаковое: если есть специально подготовленная территория, где выгодно и безопасно развивать бизнес, туда инвестор приходит", - отмечают в министерстве.
Цель как территорий опережающего развития, так и Свободного порта – привлечение инвестиций на российский Дальний Восток. Инвесторы привлекаются с помощью простых алгоритмов: снижения рисков за счет поддержки государства и удешевление реализации проектов – предприятий, заводов, образовательных и медицинских учреждений и т.д. Сейчас идет запуск первых территорий, однако для эффективного развития макрорегиона необходимы десятки тысяч таких площадок. Можно сказать, что сейчас Министерство запустило первый пробный шаг.
Предполагается, что ТОР будет способствовать не только созданию крупных производств, а значит работать на больших бизнес-игроков, но также стимулировать развитие прилегающих территорий, давать перспективы различным обслуживающим организациям – среднему и малому бизнесу. По мнению авторов проекта, территории не создаются вообще, как некое воплощение абстрактной идеи. Первичен запрос инвестора и его потребность в создании определенного проекта. Все проекты оцениваются вначале регионами, а потом министерством с точки зрения их вклада в дальнейшее развитие дальневосточных земель и возможной прибыли на среднесрочную и дальнюю перспективу.