28.07.05

Полигон для новых проектов

Одним из приоритетных направлений работы таможенных органов Северо-Западного таможенного управления является оперативное решение проблем, возникающих у участников ВЭД, в том числе и у перевозчиков. Об этом заявил начальник СЗТУ Павел Корчажкин на рабочей встрече с представителями транспортных организаций, осуществляющих международные перевозки в регионе деятельности управления.

По его словам, несмотря на принимаемые меры, в нашем сотрудничестве остаются нерешенные вопросы. Со стороны таможенников речь идет об увеличении пропускной способности пунктов пропуска, ускорении таможенного оформления и контроля, обязательности досмотра грузов . При этом Павел Корчажкин заявил, что не последнюю роль играет ответственность перевозчиков за достоверность перевозимых грузов, доставку товаров до места назначения.

На встрече, в которой приняли участие руководство регионального представительства АСМАП Северо-Запад, Ассоциаций перевозчиков ERAA (Эстония), SKAL (Финляндия) и крупнейших фирм-перевозчиков, было отмечено, что в 2004 году через границу Северо-Западного федерального округа по процедуре таможенного транзита ввезено 710,5 тысячи товарных партий, что на 27 процентов превышает показатель 2003 года (557,7 тысячи). Позитивная динамика сохраняется и в текущем году - за 5 месяцев оформлено 312 тысяч документов таможенного транзита, что на 20 процентов больше, чем за тот же период 2004 года (260 тысяч). При этом большая часть транзитных перевозок - 86 процентов -приходится на автомобильный транспорт, 13 процентов - железнодорожный и 1 процент - на прочие виды транспорта.

На встрече было отмечено, что, несмотря на увеличение интенсивности автодорожных перевозок, таможенным органам СЗТУ в целом удается держать под контролем образование очередей на грузовом направлении. Это достигается и благодаря оптимальному балансу интенсивности товаропотока с применяемыми формами таможенного контроля. Таможенный досмотр проводится только при наличии достаточных оснований в рамках применения системы управления рисками. Объемы досмотра, к примеру, в текущем году составляют 3-5 процентов. При этом еженедельно выявляется несколько фактов недостоверного декларирования перевозчиками ввозимых товаров. Такая ситуация характерна для всех основных направлений перемещения товаров.

Помимо этого, внедряются новые информационные технологии, связанные с предварительным информированием таможенных органов о товарах, предназначенных к ввозу в РФ. Наиболее яркий пример международного сотрудничества таможенных служб России, Финляндии и Швеции - это проект Зеленый коридор . В 2004 году было оформлено 1573 поставки, за 5 месяцев 2005 года - 853 поставки, что на 30 процентов больше, чем за аналогичный период 2004 года. По мнению Павла Корчажкина, Зеленый коридор полностью оправдал связываемые с ним ожидания. Произошел переход на его так называемое промышленное применение в Выборгской и Санкт-Петербургской таможнях, а также в таможенных органах ЦТУ. В результате удалось в значительной степени облегчить таможенные формальности в пунктах пропуска на границе, исключить согласование и упростить процедуру принятия решения о выпуске товаров в таможенных органах назначения .В настоящее время, заявил глава СЗТУ, к проекту хотят подключиться новые участники ВЭД, и не только в России, Швеции и Финляндии. Свое желание стать его участниками высказывают Эстония, Латвия и Польша.

В настоящее время проводятся организационные мероприятия, направленные на создание системы предварительного информирования на финляндском, эстонском и латвийском направлениях. Наличие предварительной информации существенно сокращает время таможенного оформления. Также остроту проблемы затрат (временных и материальных) перевозчиков при проведении таможенного досмотра планируется минимизировать путем оснащения МАПП на основных направлениях инспекционно-досмотровыми комплексами. Их установка планируется на пунктах пропуска Торфянов-ка, Брусничное, Бурачки.

Предварительное информирование, а также электронное декларирование было предметом обсуждения руководства СЗТУ, при участии начальника Главного управления организации таможенного контроля ФТС России Анатолия Галактионова, и во время рабочей встречи с таможенными брокерами.

На встрече отмечалось, что внедрение электронного декларирования за счет возможностей использования предварительной информации поможет сократить время таможенных процедур с 2-3-х дней до 15-20 минут, увеличить товарооборот и поступление таможенных платежей в федеральный бюджет. Это влечет за собой повышение эффективности работы должностных лиц таможенных органов и, в конечном итоге, создает определенные удобства для участников внешнеэкономической деятельности.

В СЗТУ еще в 2004 году был разработан и начал внедряться экспериментальный порядок информационного обмена при проведении операций таможенного оформления и таможенного контроля с использованием предварительного информирования о перемещаемых товарах и транспортных средствах путем электронной передачи данных (в рамках проекта ТЛЦ-Технология ). Создание такой системы, по словам Павла Корчажкина, - это одно из важных направлений делового сотрудничества СЗТУ с участниками ВЭД. Недавно по инициативе региональной ассоциации таможенных брокеров Северо-Запад образовано некоммерческое партнерство Логистика и таможенный сервис (НП ЛТС). Целью его создания является предоставление дополнительного комплекса услуг, используя потенциал компании Таможенный логистический центр в части информационно-технических услуг и возможностей компании Таможенная карта по обеспечению уплаты таможенных платежей, в том числе и при организации предварительного информирования и электронного декларирования.

Как рассказал в интервью Таможне глава СЗТУ, таможенное оформление товаров и транспортных средств с применением электронной формы декларирования является наиболее перспективным и позволяет не только ускорить процесс таможенного оформления, но и уменьшить влияние субъективного фактора при проведении таможенных операций, в чем заинтересованы как таможенники, так и благонадежные участники ВЭД. До конца 2005 года электронное декларирование планируется внедрить еще на 12 таможенных постах Выборгской, Санкт-Петербургской, Северо-Западной акцизной, Калининградской, Архангельской, Новгородской и Псковской таможен.

По словам Павла Корчажкина, сегодня существенно упростился порядок принятия решения о расширении списка товаров, декларируемых в электронной форме, - в настоящее время это право делегировано таможне. Уже в ближайшее время ФТС России планирует создать региональные центры, которые будут удостоверять цифровые подписи, что существенно сократит время на подготовку к внедрению электронного декларирования, а также упростит порядок принятия решения.

Начальник СЗТУ также отметил, что в зоне деятельности управления успешно реализуется проект Калининградский транзит . С мая 2004 года идет активное использование упрощенной процедуры перемещения товаров и транспортных средств из России в Калининградскую область с применением программного средства Калининградский транзит . За счет исключения двойного таможенного контроля существенно сократилось время таможенного оформления как физических, так и юридических лиц.

Таким образом, мы получили возможность для дальнейшей интеграции российской таможенной службы в информационное пространство Европейского сообщества. Работа по совершенствованию технологии осуществления таможенных процедур с использованием современных информационно-технических средств будет продолжена и в дальнейшем. Сегодня она считается для нас одним из приоритетных направлений деятельности , - отметил начальник СЗТУ.

Журнал "Таможня" 13 от 12.07.05