24.09.15

ПОЭЗ необходимо связать с логистикой

В рамках форума «Нева-2015» были проанализированы тенденции развития портового сервиса в новых экономических условиях. С их учетом готовятся предложения для Минпромторга по совершенствованию законодательства о свободных портовых зонах.

На Западе в последние годы появилось новое понятие: порты третьего поколения. Их особенность заключается в том, что ранее стивидорные компании и промзоны, создававшиеся вокруг них, развивались по своим планам. Сейчас два вида бизнеса настолько тесно стыкуются друг с другом, что портовые причалы становятся по сути элементом цепочки поставок для производств.

Как пояснил профессор госуниверситета морского и речного флота им. адмирала им. А.С.Макарова Андрей Степанов, примером порта третьего поколения являются порт Гавр, сросшийся с заводскими площадками, которые зависят от поставок энергоносителей и переработкой угля. Другие примеры – порты Марсель Фос, ставший по сути транспортным цехом для ряда предприятий тяжелого машиностроения, и Барселона, выполняющая аналогичную роль для множества малых и средних предприятий, расположенных поблизости от него.

«Надо понимать механизм образования портов третьего поколения: вокруг них производство создавалось на основе анализа логистики грузоперевалки. Изучались внешнеторговые потоки с точки зрения создания к ним добавочной стоимости. Фактически это перехват части экспортных или импортных грузов для создания национального производства», – уточнил А. Степанов.

К сожалению, этот опыт слабо учитывается в России: программы развития морских портов и портовых свободных экономических зон разрабатываются разными министерствами, и слабо стыкуются между собой. Вот почему в российское законодательство необходимо вносить поправки, которые позволят теснее связать портовые свободные экономические зоны с логистикой грузопотоков через морские порты. Именно она должна определять их специализацию. Соответственно необходимо и несколько иная система стимулирования инвесторов.

В противном случае развитие таких зон не решит основную проблему: сделать продукцию, выпускаемую в них конкурентоспособной с зарубежными компаниями. Из-за этого пока развитие ПОЭЗ в РФ пробуксовывает.

РЖД-Партнер