Окольный путь короче?
Корреспондент "СОЮЗа" совершил автомобильное путешествие
из белорусской столицы в российскую
НАШ новенький микроавтобус еще затемно пересек только просыпающийся
Минск и вырулил на трассу М1-Е30, до сих пор именуемую в народе
"олимпийкой" (она строилась к Московской Олимпиаде 1980 года).
Главная белорусско-россий-ская автомагистраль напоминает огромный
многокилометровый конвейер по доставке товаров. И как любому механизму,
ему время от времени требуется ремонт. На отрезке от Минска до границы с
Россией я насчитал 5-6 участков, где велись дорожно-восстановительные
работы. Естественно, скорость приходилось снижать. Подумалось, что это не
очень соответствует высокому статусу магистрали. Между тем проезд по ней
платный. Мы, правда, поскольку микроавтобус имел белорусские номера и не
"дорос" до 210 сантиметров в высоту, контрольные пункты преодолевали за
"спасибо". А россиянам приходится раскошеливаться: от символических двух
долларов за всю 600-километровую магистраль, начиная с Бреста до
российской территории, владельцам легковых автомобилей до более солидных
сумм за грузовик - в зависимости от веса и количества осей.
Наконец, граница с Россией. Не раз приходилось ее пересекать. В
советские времена о ней напоминал лишь дорожный знак. В первые годы после
развала СССР здесь появились таможенники и пограничники. А что сейчас?
Вспомнились жалобы белорусских автотранспортников и автолюбителей: мол,
въехать в Россию просто так не получится. Правда ли? На белорусской
стороне не наблюдаем никакого ажиотажа, здесь нет ни таможенного, ни
пограничного контроля. Лишь несколько водителей в павильончиках, занятых
отделением банка и страховой компанией, меняют деньги и оформляют
страховку да провожает цепким взглядом проносящиеся мимо автомобили
инспектор ГАИ. Картина уже привычная и по-своему показательная. Ведь
сколько лет обсуждается вопрос о введении в двух странах общей валюты, а
решение так и не найдено. Белорусское бюро по транспортному страхованию
многократно предлагало взаимно признать полисы гражданской ответственности
автовладельцев, но мы до сих пор в этих сферах - как два чужих государства.
Проблемы, не разрешенные в высоких кабинетах, оборачиваются дополнительными
заботами и затратами для простых граждан...
А через несколько километров, уже на российской стороне границы, нам
пришлось загнать автомобиль на огороженную металлической сеткой охраняемую
территорию, где томились в ожидании десятки автопоездов, и пуститься в
забег по вагончикам, чтобы оформить временный ввоз транспортного средства
и соблюсти другие формальности, за исполнение которых пришлось к тому же
заплатить.
Зачем такие препятствия? Ведь после подписания Союзного договора
проезд через белорусско-российскую границу некоторое время был совершенно
свободным. Затем появились проблемы. То груз, ввезенный из Европы и
адресованный в глубь России, "растворялся" по пути, и для разграничения
ответственности на границе ввели соответствующие отметки в грузовых
документах. То завезенные в Беларусь иномарки перепродавались в России без
уплаты таможенной пошлины - пришлось вводить разрешение на временный ввоз
транспортных средств. Но так ли актуальны сегодня эти вопросы?
Однако вернемся на дорогу. Минут через 40 документы были оформлены,
пограничник удостоверился, что в заднем отсеке нет нелегалов, и наш бусик
выскочил на трассу. Свежеуложенный ровный асфальт с двумя рядами движения
в каждом направлении, с хорошей разметкой и указателями. Движение стало
заметно оживленнее, появилось больше АЗС, придорожных кафе и магазинчиков.
Порадовали АЗС - бензин оказался дешевле: примерно 70 центов в пересчете с
белорусских рублей за самый ходовой А-92 против 94 центов в Беларуси.
Раньше приходилось слышать о том, что в России много контрафактного
топлива низкого качества, но, кажется, эта проблема в прошлом.
Конечно, увиденное потребовало профессионального комментария, и в
первую очередь в отношении задержек на границе. На очередном заседании
союзного Совета Министров проблема обсуждалась главами белорусского и
российского правительств. Договорились, что
ситуацию еще раз рассмотрит специально созданная двусторонняя рабочая
группа. В министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси пояснили, почему
так озабочены очередями на союзной границе. Дело в том, что страна
ориентирована на привлечение транзитного транспорта. Это солидный источник
валюты, а географическое положение Беларуси таково, что через нее пролегает
самый короткий путь из Европы в Россию и далее. Автотранспортники разных
стран ценят эти выгоды, поток транзитных грузовиков, пересекающих страну,
только в этом году возрос примерно на треть. Но на границе с Россией он
наталкивается на непредвиденное препятствие. В итоге нарушаются сроки
доставки грузов, появляются издержки, водители выбиваются из строго
контролируемого рабочего графика. Да и условия обслуживания на созданных
наспех на белорусско-российской границе таможенных постах далеки от
европейских. Ситуация парадоксальная: часть потока грузовиков,
направляющихся в Россию, идет в обход Беларуси. Неужто действительно
окольный путь короче?
Тем не менее Беларусь не намерена вводить аналогичные ответные меры.
- Наша цель - не усложнять, а упрощать проезд транзитного транспорта,
- сказал корреспонденту "СОЮЗа" начальник управления внешнеэкономических
связей минтранса Беларуси Сергей Негрей. - Тем более что появились
технологии, позволяющие контролировать перевозку грузов без остановок на
границе. Она должна быть между нашими странами прозрачной.
В середине сентября эта задача обсуждалась министрами в Москве на
заседании белорус-ско-российской комиссии по формированию и обеспечению
деятельности объединенной транспортной системы Союзного государства.
Решено продолжить разговор на предполагаемой встрече в Смоленске с
участием представителей таможенных органов. Белорусские транспортники и
таможенники также проведут совместное заседание коллегий, чтобы выработать
предложения, в частности по сокращению количества конвоев с грузами из
Европы, на чем настаивает российская сторона. Согласованные рекомендации
отраслевых ведомств двух стран должны поступить на рассмотрение Совета
Министров Союзного государства.
Российская газета. СОЮЗ. Беларусь - Россия ; 29.11.2007