Обустройство границы -общее дело
Согласно Концепции развития таможенных органов на первом этапе, то есть до 2008 года, намечено оборудование пунктов пропуска современными техническими средствами, а на втором этапе - в 2008-2010 годах - должно быть завершено строительство и обустройство пунктов пропуска. Решение этой задачи возложено на несколько управлений Федеральной таможенной службы, в их числе и Главное управление тылового обеспечения (ГУТО). О том, как выполняется эта работа и какие существуют проблемы, рассказывает начальник ГУТО Владимир ЛАГИРЕВ.
- ФТС России проводит сейчас
энергичную работу по созданию таможенной инфраструктуры. Одна
из важных задач в этой области -
обустройство автомобильных пунктов пропуска на государственной
границе. Как вы охарактеризуете
сегодняшнее положение?
- В самом деле, обустройство государственной границы является приоритетной задачей нашего Управления. К
сожалению, приходится констатировать, что на сегодня граница обустроена недостаточно. По состоянию на
конец 2005 года из 191 автомобильного пункта пропуска обустроены и отвечают современным требованиям по
состоянию обустройства, оснащению
информационно-техническими средствами, уровню сервиса для пассажиров
и специалистов контрольных органов
только 37.
- Не хватает средств?
- Конечно, недостаток финансирования - это основная причина. Однако в
последнее время правительство, Минэкономразвития и ФТС России предпринимают целый ряд кардинальных
программных мер по завершению обустройства границы. Так, еще в апреле
2005 года была принята и утверждена
правительством Федеральная целевая
программа Государственная граница Российской Федерации (2003-2010
годы) (далее Госграница). Ее основная
задача - обустройство Государственной границы Российской Федерации
на направлениях: Северо-Кавказском, с
Казахстаном, Украиной и странами Балтии. Всего же в рамках этой программы
предусмотрено обустройство 35, в первую очередь, самых грузонапряженных
автомобильных пунктов пропуска.
- Где находятся эти участки?
- На границе с Казахстаном и Украиной. На сегодняшний день граница именно с этими государствами наименее обустроена. Скажем, на российско-казахстанском направлении из 56 автомобильных пунктов пропуска обустроено по постоянной схеме в настоящее время только три. На границе с Украиной из 37 автомобильных пунктов пропуска обустроено только пять.
- А сколько и где было построено
пунктов пропуска в 2005 году?
- 20 пропускных пунктов были модернизированы путем сооружения
административно-служебных зданий
модульного типа на границе России с
Казахстаном. В строительстве находи
лось восемь автомобильных пунктов
пропуска, из которых два мы завершили и сдали в эксплуатацию. Это Озинки на границе с Казахстаном, Гуково на границе с Украиной. На АПП
Троебортное на границе с Украиной
проводится приемочная комиссия по
сдаче в эксплуатацию. Еще два стро
ятся по программе ТАСИС, то есть их
строительство финансируется Еврокомиссией. Это Суоперя на российско-финской границе и Чернышевское
на российско-литовской границе. Эти
два пункта пропуска будут сданы уже
в апреле текущего года. Кроме того, в
2005 году мы начали проектирование
16 автомобильных пунктов пропуска в
рамках реализации программы Госграница. Это небывалый масштаб работы.
Для сравнения: если за предыдущие
10 лет мы построили 37, то в 2006 году
планируется строительство 22 автомобильных пункта пропуска.
- Каков объем финансирования
по Госгранице?
- До 2010 года необходимо освоить
22,7 миллиарда рублей в рамках ФЦП
Государственная граница Российской
Федерации (2003-2010 годы) . В 2005
году нам было выделено 324 миллиона рублей, и они полностью реализованы. Можно сказать, что основное финансирование началось с 2006 года. В текущем году на эти работы предусмотрено 1,8 миллиарда рублей. В последующие годы объемы финансирования будут только возрастать: в 2007 году - 2,3 миллиарда рублей, в 2008 году - 3,06 миллиарда, в 2009 году - 3,5 миллиарда и в 2010 году - 3,6 миллиарда рублей. Кроме того, три миллиарда рублей будут выделены дополнительно для оснащения границы инспекционно-досмот-ровыми комплексами (ИДК). Однако в целом эта федеральная программа не решает полностью вопроса обустройства государственной границы.
- Но есть еще Концепция раз
вития таможенных органов, в
которой, видимо, учтены эти обстоятельства. Какие средства она
предусматривает?
- По нашим расчетам, для полного
обустройства всей границы необходимо около 55 миллиардов рублей. Следовательно, с учетом предусмотренных
федеральной программой Госграница
дополнительно, для полного обустройства оставшихся автомобильных пунктов
пропуска и реконструкции их под новую
схему ооганизации государственного
Контроля , необходимо 33 миллиона рублей с учетом ИДК.
К сожалению, до сегодняшнего дня не утверждена схема организации такого контроля, поскольку она еще находится на согласовании в министерствах и ведомствах, участниках госконтроля. Это в определенной степени затрудняет нашу работу.
- На каких условиях осуществляется проектирование и строительство автомобильных пунктов пропуска?
- Поскольку эти работы производятся
на бюджетные деньги, то, в соответствии с законодательством Российской
Федерации, к этим работам привлекаются фирмы на конкурсной основе.
Как правило, все они уже имеют опыт
работы строительства автомобильных
пунктов пропуска или аналогичных
объектов.
- Впервые в вашу задачу входит
также оснащение пунктов пропуска ИДК, предназначенными для
контроля контейнеров и больше
грузных транспортных средств.
Сколько таких комплексов будет
установлено в этом году? Какова
общая потребность в ИДК?
- Одна из наших основных задач сейчас- это учитывать при строительстве
пунктов пропуска то, что в них будут находиться технические средства таможенного контроля и, в первую очередь, ИДК. В настоящее время завершены пусконаладочные работы по установке первого ИДК в России - на автомобильном пункте пропуска Троебортное . В 2006 году в рамках проекта Всемирного Банка планируется установить четыре стационарных комплекса на финской и латвийской границе. Кроме того, ФТС России в этом году будет закуплено девять мобильных ИДК. В целом же в соответствии с Концепцией развития таможенных органов предполагается в течение ближайших пяти лет разместить на границе с учетом мобильных более 72 ИДК. Кстати, в рамках целевой программы Госграница предусмотрено установить 17 ИДК.
- Какова стоимость ИДК и где
они закупаются?
- Ориентировочная стоимость одно
го стационарного автомобильного ИДК
составляет около семи миллионов долларов, а мобильного - 3,5 миллиона. У
нас уже проведены конкурсные торги и
заключены договоры на поставку девяти мобильных ИДК. Производит их совместное российско-германское предприятие в Санкт-Петербурге.
Журнал "Таможня" 4 февраль 2006г.