07.09.06

Обжалование по всем правилам

Как правильно оформить жалобу на решения таможенных органов? В чем преимущества ведомственного обжалования? В каких случаях может быть продлен срок рассмотрения жалоб? Ответы на эти и другие вопросы были получены на встрече, проведенной правовой службой Северо-Западного таможенного управления в мае 2006 года.

По словам заместителя начальника правовой службы СЗТУ Игоря Петрова, встреча явилась отражением целенаправленной политики ФТС России и Северо-Западного таможенного управления, направленной на развитие внутриведомственного обжалования и на повышение уровня законности в деятельности таможенных органов. Таможенные органы Северо-Запада уделяют пристальное внимание выстраиванию деловых партнерских отношений с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и таможенными брокерами, подразумевающих в том числе и квалифицированное разрешение возникающих конфликтных ситуаций. Тем более что сфера таможенного дела сама по себе предполагает конфликт интересов, особенно в последнее время, когда ужесточились требования к недостоверному декларированию, снижению таможенной стоимости. Для разрешения таких конфликтов и защиты нарушенных прав существует достаточно четко прописанная в Таможенном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях законодательстве процедура обжалования.

Вместе с тем в таможенных органах применяется и уникальная система ведомственного обжалования, существующая на уровне закона. Сегодня эта система берется в качестве примера для других ведомств. Ее принцип основан на четырехзвенной структуре таможенных органов: пост - таможня - региональное таможенное управление - федеральная таможенная служба. То есть действия поста обжалуются в таможне, таможни - в региональном управлении и т.д. Рассмотрение жалоб на уровне СЗТУ - прерогатива правовой службы, состоящей из четырех подразделений: правового отдела, двух отделов, которые занимаются подготовкой и рассмотрением жалоб в сфере таможенного дела и привлечением лиц к административной ответственности, и отдела консультирования.

Для участников внешнеэкономической деятельности процедура ведомственного обжалования имеет ряд преимуществ. Во-первых, это сокращает срок ожидания: решение принимается в течение месяца (в исключительных случаях этот срок может быть продлен), постановления об административной ответственности рассматриваются в десятидневный срок. Во-вторых, это исключает возможность дальнейшего обжалования решения суда таможенными органами. В-третьих, динамика удовлетворения жалоб в Северо-Западном таможенном управлении говорит о том, что сами таможенные органы подходят к жалобам более объективно и рассматривают их с точки зрения правомерности принятого решения. Так, в 1-м квартале 2005 года было удовлетворено 61,6 процента жалоб, а в 1-м квартале 2006 года - уже 66 процентов. Присутствующим также были озвучены наиболее частые причины, по которым жалоба не принимается к рассмотрению. Зачастую это связано с нарушением срока подачи жалобы (в течение трех месяцев), а также с неправильным ее оформлением. Как правило, в документе отсутствуют сведения о лице, подающем жалобу, либо его подпись; информация о таможенном органе, действия которого обжалуются; существо обжалованного решения или причины несогласия с ним. Кроме этого, необходимо учитывать, что жалобы на действие таможенных органов, расположенных в Калининградском регионе, следует подавать в филиал Северо-Западного таможенного управления этого региона. Примечательно, что участники встречи имели возможность не только задать вопросы специалистам службы доходов СЗТУ, службы таможенного контроля, специалистам Санкт-Петербургской, Балтийской, Северо-Западной акцизной таможен, но и подать жалобу для внутриведомственного обжалования. В дальнейшем такие встречи планируется проводить не только регулярно, но и сделать их выездными - в таможнях Северо-Западного федерального округа.

Журнал "Таможня"