29.09.14

Новый Шелковый путь

Создание на Дальнем Востоке территорий опережающего развития, возрождение Великого Шелкового пути и Китайской Восточной железной дороги, а также переход на расчеты в рублях с Северной Кореей обсуждались в воскресенье во Владивостоке на выездном заседании Дипломатического клуба ШОС. Председательство России в организации открывает новые перспективы для развития Дальневосточного региона

Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка выступил в воскресенье с докладом о программах развития макрорегиона на выездном заседании Дипломатического клуба Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в столице Приморья. Он подчеркнул, что правительство России сегодня исходит из постулата, что XXI век – это век Азии, поэтому президент Владимир Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век. Для реализации этого принципа было поручено создать на Дальнем Востоке сеть территорий опережающего развития (ТОР). «Концептуальной основой ТОР должны стать условия для ведения бизнеса, соответствующие всем мировым стандартам и конкурентоспособные с ключевыми бизнес-центрами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это серьезные налоговые льготы, упрощенные процедуры предоставления разрешений на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни», - перечислил министр и добавил, что для реализации ускоренного развития макрорегиона была создана новая управленческая система, включающая министерство и институты развития, подготовлен законопроект о ТОР, который будет внесен в Госдуму до 15 октября. По словам Александра Галушки, законопроект вобрал лучший передовой опыт особых экономических зон АТР. «Мы ставили перед собой задачу создать для инвесторов такие конкурентные условия ведения бизнеса, чтобы, сравнивая Дальний Восток и наши территории опережающего развития с особыми экономическими зонами Китая, Кореи, Японии, они выбирали Дальний Восток», - подчеркнул он. Регионы Дальнего Востока уже подписывают соглашения о сотрудничестве с потенциальными инвесторами, среди которых, например, японские компании «Itochu Corporation», «Marubeni».

Министр уделил также внимание значимости темы транспортной инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Дальнем Востоке в частности. Так, он подчеркнул, что Россия с энтузиазмом поддерживает инициативу китайского руководства по возрождению Великого Шелкового пути, в особенности – в части формирования Морского Шелкового пути. По словам главы Минвостокразвития, последнее направление наиболее перспективно. «Россия традиционно играла роль цивилизационного, экономического и инфраструктурного коридора, своеобразного связующего звена между Азией и Европой, поэтому у нас серьезные намерения по участию в проекте возрождения Шелкового пути», - заявил он и добавил, что Россия поддерживает идею о возрождении КВЖД, вкладывает значительные средства в модернизацию Транссиба, расширяет географию российского сотрудничества с различными странами, в частности с Северной и Южной Кореей. Так, уже начата реализация достигнутых с КНДР договоренностей о переходе на расчеты в рублях, выдаче долгосрочных виз российским гражданам, работающим в компаниях-инвесторах; предоставлении российским инвесторам полноценного доступа к мобильной связи и внутреннему интернету на территории КНДР.

Напомним: Владимир Путин выступил на XIV саммите ШОС в Душанбе в средине сентября с идеей актуализации торгово-экономического сотрудничества. Среди стратегических направлений экономической повестки ШОС он назвал создание общей транспортной системы, в рамках которой предлагается использование транзитного потенциала Транссибирской железной дороги и Байкало-Амурской магистрали, сопряженного с планами Шелкового пути КНР. Идея о создании экономической зоны Великого шелкового пути была представлена в сентябре 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином. Она предполагает создание торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. На саммите министры транспорта стран ШОС в присутствии президентов подписали соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, цель которого - формирование сети автомобильных маршрутов, включая транспортный коридор Европа – Западный Китай. По мнению российского президента, это позволит соединить порты Желтого моря с портами Ленинградской области, а также расширит возможности транзита китайских товаров в Европу, российских – в Юго-Восточную Азию и оживит экономику. По расчетам Минэкономразвития, затраты на доставку груза из Шанхая в Роттердам сокращаются в среднем на 25% по сравнению с путем через Суэцкий канал. Страны ШОС планируют в будущем утвердить программу скоординированного развития автодорог.

Накануне стало известно, что КНР и Россия реализуют планы по строительству крупнейшего морского порта на побережье Японского моря, который станет одним из самых крупных на северо-востоке Азии. Мощность порта планируется довести до 60 миллионов тонн груза в год, что по объему можно сравнить с одним из самых загруженных портов Великобритании Иммингем или французским Гавром. Первый заместитель главы Министерства по развитию Дальнего Востока Александр Осипов уточнил «Эксперт Online», что в ведомстве существуют планы по созданию либо реконструкции 31 порта. «У нас имеется несколько первоочередных проектов по формированию территорий опережающего развития (ТОР) с транспортным уклоном, но также предусматривающих промышленную составляющую. С целью создания межгосударственного транспортного коридора ведутся активные переговоры с российскими инвесторами, готовыми вкладываться в портовую инфраструктуру, идет взаимодействие с китайскими грузоотправителями, которым мы готовы, в том числе и с участием государственных средств, предложить современный порт, способный составить конкуренцию внутренним портам КНР», - пояснил он.

Китай в последнее время неоднократно высказал заинтересованность в сотрудничестве с Россией в вопросах транспортной политики. Так, в конце июля Александр Галушка обсуждал с губернатором провинции Цзилинь Баинь Чаолу предложение по созданию логистического центра на территории провинции, который будет связан с работой будущих терминалов в порту Зарубино. Как сообщили в пресс-службе администрации Приморского края, намерение КНР оптимизировать логистику, направленную на усиление стратегии нового Шелкового пути, в рамках которой запланировано открытие коридора из Китая в Европу через Россию и Казахстан, нашло поддержку российской стороны. Сегодня грузы из Китая по РФ идут от 40 до 60 дней по маршруту протяженностью от 12 до 23 тысяч км в зависимости от способа транспортировки. По мнению Александра Галушки, развитие порта Зарубино, создание здесь одной из территорий опережающего развития, а также успешная реализация проекта международного транспортного коридора «Приморье-2» значительно повысят оборот порта. «Это даст прорыв в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран», – уверен глава Минвостокразвития. В конце июня было также подписано соглашение о сотрудничестве между группой компаний «Транзит-ДВ» и китайской компанией по управлению госактивами «Чжун Гунн Синь». Документ предусматривает совместное строительство и эксплуатацию инфраструктуры порта Славянка с целью организации транзитных контейнерных перевозок в объеме 10 млн тонн в год. Коммерческие грузы из северо-восточных провинций Китая будут перегружаться в порту Славянка на суда-контейнеровозы с дальнейшей доставкой по всему миру.

Александр Осипов подтвердил наличие всех этих планов, но не стал раскрывать детали. «Как говорится, инвестиции любят тишину, особенно сложные, а тем более государственные», - резюмировал он.

Справка:

Великий шелковый путь - караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь, использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная - мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда - в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Морской Шелковый путь связывал порты на побережье Китая с Персией и Аравийским полуостровом. Шелк, чай, фарфор, нефрит доставлялись несколькими маршрутами вдоль берегов нынешних Вьетнама, Малайзии, Индонезии, Таиланда, Индии, Шри-Ланки, Пакистана, Ирана, других стран Персидского залива.

Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА» (TRACECA), который иногда называют «новым шёлковым путём». Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России.

Владимир Путин рассчитывает, что процесс расширения ШОС примет в будущем году реальные очертания. «Будем этому всячески способствовать», - заверил он и подчеркнул, что Россия со всей серьезностью относится к исполнению функций государства - председателя ШОС. Среди приоритетов российского председательства - укрепление роли организации как эффективного механизма региональной безопасности, запуск крупных многосторонних экономических проектов, углубление культурных и гуманитарных связей. «Считаем важным налаживать связи ШОС с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана, расширять сотрудничество с другими международными организациями, прежде всего с ООН», - добавил российский президент. Представитель ООН, заместитель генсекретаря по политическим вопросам Джеффри Фелтман сказал, что организация готова к укреплению сотрудничества с ШОС в деле обеспечения стабильности в регионе. «Площадка ШОС в своем роде уникальна и значима для всех участников не только как возможность дискуссии и обсуждения возможной экономической кооперации всех стран АТР, но и как площадка для практического конструирования», - уверен Александр Галушка.

Между тем некоторые эксперты критикуют признанный правительством перспективным сценарий экономического развития Дальнего Востока с ориентацией на экспорт в страны АТР. «Дальний Восток находится в центре нового мирового очага экономического развития – Азиатско-Тихоокеанского региона, региона, совокупный ВВП которого составляет $50 трлн, – обосновывал приоритет экспортной модели Александр Галушка. – Уже сегодня страны АТР активно импортируют в объеме более $6 трлн ежегодно, и в том числе несырьевой импорт составляет около $4,9 трлн в год. Это огромный рынок. Даже примерные расчеты показывают, что если 2% объема импорта стран АТР будет экспортироваться с Дальнего Востока – это минимум удвоение ВРП». Экспортная модель, по его мнению, заработает в том случае, если создать на территории Дальнего Востока свободную экономическую зону по типу сингапурской. Налоговая нагрузка должна быть 9% (в Сингапуре – 10%, в России – 45%). И тогда, по замыслу министра, в регионе разместят производства крупные транснациональные корпорации. Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграционной политики и регионального развития, бывший советник полномочного представителя президента на Дальнем Востоке Юрий Крупнов опасается, что ориентир на экспорт сделает регион колонией стран АТР: иностранные инвесторы выжмут из него последние ресурсы, а развития Дальний Восток так и не получит. Сопредседатель «Деловой России», председатель комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты Антон Данилов-Данильян считает создание щадящих условий для бизнеса в регионе первоочередной задачей. «Мы уже много лет говорим на всех уровнях власти, что для развития Дальнего Востока достаточно просто создать свободные экономические зоны по образцу китайских, а не такие, как у нас делали, это были полумеры, – пояснил он «Эксперт Online». – На Дальнем Востоке никакие госпрограммы не работают, поскольку телегу ставят впереди лошади, выделяют деньги абстрактно, не под конкретные проекты. Если сначала создать щадящие условия для бизнеса, появятся инвестпроекты и все заработает». По мнению эксперта, на Дальнем Востоке можно создать много разных производств, продукция которых будет востребована в странах АТР, так как обойдется дешевле за счет наличия собственных дешевых ресурсов – нефти, газа, металлов, леса, рыбы и т.д. «То, что у нас рабочие руки дороже, чем в Китае – это миф, – уверен он. – В высокотехнологичных производствах китайская рабочая сила даже дороже нашей».

Expert.ru