Неотвратимость обязательности
Предварительное информирование в настоящее время не является обязательным требованием для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Однако таможенные органы неустают информировать бизнес-сообщество о том, что данная технология из «желательной» непременно перейдет в категорию обязательной.
Уже подготовлены соответствующие изменения в законодательные акты, в том числе в Таможенный кодекс РФ. Причем произойдет это скоро, к этому российских таможенников подталкивают и их зарубежные коллеги. Так, с первого января 2009 года обязательное предварительное информирование вводится с 12 странами ЕС, основными торговыми партнерами России. К слову, данная технология уже давно широко применяется и в Европе, и в США.
На уровне локальных проектов российские таможенники начали опробовать технологию предварительного информирования давно, и примером тому «зеленый коридор» в Выборге. Однако лишь опыт системы предприятий «РОСТЭК» на базе своего псковского представительства ЗАО «РОСТЭК-Псков» позволяет применить данную технологию повсеместно.
Этой животрепещущей для российских таможенных органов и участников ВЭД теме была посвящена конференция «Псковский эксперимент» по предварительному информированию системы предприятий «РОСТЭК»: концепция, промежуточные итоги, перспективы». Ее организаторами выступили ФГУП «РОСТЭК» и ГУОТОиТК ФТС России.
По словам директора ЗАО «РОСТЭКПсков» Алексея Фролова, они располагаются в регионе, который издавна являлся пересечением основных торговых путей, и сегодня здесь проходят крупнейшие транспортные артерии, соединяющие Европу и Россию. Предприятие работает как таможенный брокер на 12 международных автомобильных
пунктах пропуска и пунктах приема уведомлений на трех границах – с Латвией, Эстонией и Белоруссией.
Алексей Фролов напомнил, что первым официальным документом в области предварительного информирования стало распоряжение ГТК России от 2004 года, регламентирующее представление предварительной информации о товарах, перемещаемых из Латвии в РФ. Международные перевозчики тогда встретили это с недоверием, но затем на практике убедились в жизнеспособности и перспективности данной технологии. С учетом того, что средняя стоимость суток простоя обходится перевозчику в 200 евро, а также то, что большинство автотранспортных средств находятся в лизинге, сокращение времени пребывания автомобиля в
пункте пропуска – реальная выгода для участника ВЭД. Как показывает восьмилетний опыт ЗАО «РОСТЭК-Псков» по предварительному информированию, одним из важнейших критериев привлекательности этой услуги для международных перевозчиков является существенная экономия времени таможенного оформления
на МАПП и право приоритетной (внеочередной) подачи и обработки документов.
В свое время, еще в 2004 году, ЗАО «РОСТЭК-Псков» создало собственную экспериментальную систему предварительного информирования таможенных органов по
схеме «таможенный брокер – таможенный брокер». За основу был взят принцип работы не через Интернет-портал, а метод передачи информационных пакетов малого
объема с использованием собственного программного обеспечения. Такая схема информационного взаимодействия существенно снижала требования к каналу передачи данных и повышала надежность работы. При этом экспериментальная технология предварительного информирования ЗАО «РОСТЭК Псков» полностью соответствовала
принципам СПрИнТ (Система предварительного информирования таможни, приказ ФТС России от 10.03.2006 года № 192). Имеется в виду: возможность представления информации любым заинтересованным лицом; участие в предварительном информировании перевозчика, декларанта, либо получателя товаров, таможенного брокера; формирование предварительной информации экспедитором, организующим перевозку товаров, или перевозчиком; самостоятельная организация обработки и передачи предварительной информации в ЕАИС таможенных органов заинтересованным лицом; согласование технических условий информационного взаимодействия при предварительном информировании; подключение заинтересованного лица к ЕАИС таможенных органов самостоятельно или через выбранного им оператора. Однако, как
отметил Алексей Фролов, это не означает, что разработанная предприятием программа является законченным продуктом: «Что-то дорабатывается, устраняются недостатки. Так что работа ведется постоянно».
В декабре 2007 года ЗАО «РОСТЭК-Псков» было включено в представительство ФГУП «РОСТЭК» в составе рабочей группы ФТС России по разработке и внедрению новой технологии предварительного информирования, и опыт по созданию регионального сервера пришелся как нельзя кстати. И хотя подключение новых клиентов идет достаточно активно, Алексей Фролов считает, что есть объективные сдерживающие факторы по дальнейшему внедрению и распространению системы предварительного информирования.
В первую очередь это отсутствие правового статуса у документа предварительного информирования. Во-вторых, необязательность представления предварительной информации, и втретьих – отсутствие понятных и нормативно закрепленных приоритетов в таможенном оформлении для лиц, представивших предварительную информацию.
Если же создать на МАПП режим приоритетной (внеочередной) обработки документов на товары и транспортные средства, информация о которых представляется по технологии предварительного информирования, с созданием, по возможности, «зеленого коридора», а также организовать отдельное окно для приема документов на товары и транспортные средства, оформленные по технологии предварительного информирования, то, как показывает опыт на МАПП Бурачки и на МАПП в зоне деятельности Псковской и Себежской таможен, растет число клиентов, которые на практике видят выгоду от предварительного информирования. Кроме того, необходимо организовать работу таможенного органа, расположенного на МАПП, со сведениями, поступающими согласно технологии предварительного информирования
таможенных органов о товарах и транспортных средствах, прибывающих на таможенную территорию РФ, в рамках СУР до прибытия транспортного средства в целях принятия предварительного решения.
Также необходимо организовать на МАПП эксперимент по принципу работы «одного окна» с товарами и транспортными средствами, информация о которых поступает по технологии предварительного информирования во все заинтересованные государственные контрольные органы, расположенные на МАПП.
Только после выполнения всех этих мероприятий, считает Алексей Фролов, будут созданы достаточные условия для реализации на практике главного достоинства действующего Таможенного кодекса РФ – условному выпуску товаров до их прибытия на таможенную территорию РФ. Это позволит решить множество накопившихся проблем, в том числе по ликвидации очередей на МАПП, ускорению открытия процедуры доставки по таможенным процедурам МДП/ВТТ, а также развитию востребованного предварительного декларирования (в электронном виде) на базе сведений, представляемых по технологии предварительного информирования.
Как заметил начальник Управления ФГУП «РОСТЭК» Константин Антипов, часть предприятий ФГУП вообще является полигоном для экспериментальных проектов в области передовых технологий и затраты, например, по отработке технологии предварительного информирования весьма существенны для РОСТЭКа. Тем не менее предварительные результаты «псковского эксперимента» говорят о значительном прорыве в использовании прогрессивной технологии, поскольку речь идет о
качественно новой системе предварительного информирования, с помощью которой оформляется уже до 40 процентов грузов в регионе Пскова.
Псковский опыт РОСТЭКа уже используют Брянск и Белгород, в 2009 году процедуры предварительного информирования будут использоваться при таможенном оформлении и таможенном контроле китайских товаров в регионе деятельности ДВТУ и на границе с Казахстаном.
В то же время, полагает Константин Антипов, пока предварительное информирование в нашей стране находится на этапе становления, решая относительно узкую задачу. Однако, если данная процедура станет обязательной на законодательном уровне, произойдет и качественный сдвиг. При этом он высказал некоторые опасения по поводу усиления таможенного контроля без должной подготовки инспекторского состава таможенных постов.
Использование технологии предварительного информирования предоставляет новые возможности для брокеров.
Конечно, заинтересованное лицо может и само передавать предварительную информацию, но, полагает Константин Антипов, «в случае, если речь идет не о простых доставках, а о сборных грузах, о сложных видах доставки услуги брокеров будут, несомненно, востребованы». В настоящее время, например, почти 22 процента документов, поступающих в таможни, содержат те или иные ошибки, что означает, что грузы будут стоять, а участники ВЭД понесут потери. Как показывает опыт,
участники ВЭД также плохо используют возможности таможенных режимов для минимизации своих затрат при таможенном оформлении, поэтому услуги таможенных брокеров и в этом направлении могут иметь хорошие перспективы.
Заместитель начальника отдела Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) ФТС РФ Павел Трухин напомнил о том, что с первого октября вступило в силу правительственное постановление, в соответствии с которым услуги таможенных брокеров в пунктах пропуска через государственную границу РФ не вошли в перечень разрешенных видов хозяйственной деятельности. Так что значение технологии предварительного информирования возросло как для них, поскольку «это новый пласт работы для брокеров», так и для всех остальных заинтересованных участников этого процесса.
Технология предварительного информирования, заметил он, выгодна участникам ВЭД, поскольку означает для них значительное сокращение времени и минимизацию затрат. Что касается таможенных органов, то без современных технологий, в том числе и этой, они просто будут не в силах справиться с нарастающим потоком
импорта. Институт предварительного информирования – это значительное сокращение времени и в том числе повышение достоверности декларирования товаров.
По словам Павла Трухина, уже с первого января 2009 года будет осуществляться автоматизированный информационный обмен между таможенными службами государств – членов ЕС и ФТС России по товарам, перемещаемым по процедуре МДП. В проекте, реализуемом под эгидой Комиссии Европейских сообществ (КЕС), примут участие 12
стран ЕС, что позволит охватить около 70 процентов всех грузоперевозок из Евросоюза в Российскую Федерацию автомобильным транспортом.
Журнал "Таможня"