15.07.05

Наталья Шитова: Проверки по ранжиру - разумное требование закона

Интервью исполняющей обязанности начальника Управления таможенной инспекции Федеральной таможенной службы России Натальи Шитовой

Контроль за достоверноґстью сведений, заявленных фирмами в декларации (прежде всего - о количеґстве и стоимости товаров, стране их происхождения, кодах товарной номенклаґтуры внешнеэкономичесґкой деятельности), за соґблюдением компаниями условий и ограничений отґдельных таможенных реґжимов, использованием по назначению условно выпуґщенных товаров - все это и многое другое включает в себя таможенный постаґудит. И что важно: он дает возможность участнику ВЭД получить бесспорное доказательство его надежґности в качестве делового партнера - в том случае, если ревизией признана правильность с точки зреґния закона оформления документов. Что это за процедура, в чем ее преимуґщества и недостатки расґсказывает и.о. начальника Управления таможенной инспекции Федеральной таможенной службы России Наталья ШИТОВА.

- Новый Таможенный кодекс предписывает максимальное сокращеґние сроков оформления и контроля товаров на таможне. Возросли ли в связи с этим требоваґния к таможенной инсґпекции, появились ли каґкие-то сложности в ее работе?

- Учитывая, что первый год работы нового таможенного заґконодательства был своего рода переходным, в полном объеме оценить произошедшие количественные и качественные изменения в деятельносґти таможенных инспекций возґможно будет лишь ближе к концу этого года. Но однозначно можно сказать, что работы стало несопоставимо больше - и практической, и аналитической.

В настоящий момент работу инспекции объективно усложняґет сокращение срока проведеґния таможенного контроля посґле выпуска товаров - с трех лет до одного года. Опыт росґсийской и зарубежной практиґки свидетельствует о том, что при таких сжатых сроках эфґфективность контроля резко снижается, а значительная часть компаний - потенциальґных нарушителей - и вовсе выґводится из-под постаудита.

Другой сложностью является исключение Таможенным кодекґсом из объектов ревизии оргаґнизаций, не являющихся участґниками внешнеторговой сделки, но использующих ввезенные товары для изготовления собственґной продукции. Таким образом, лазейками для нарушения заґконов может стать, к примеру, закупка импортных комплектуґющих с последующим изготовґлением из них видеотехники.

Кроме того, трудности возниґкают при контроле организаций, пользующихся упрощенной сисґтемой налогообложения, у котоґрых согласно закону отсутствуґет общепринятая форма отчетґности и, соответственно, нет счеґтов-фактур. А также фирм-одноґдневок, которые и во время своґей ликвидации в судебном поґрядке как юридических лиц (проґцессе достаточно трудоемком и чрезвычайно длительном) продолґжают числиться в государственґном реестре и заниматься внешґнеторговой деятельностью, как правило - с нарушением дейґствующего законодательства. А уличить их в этом сложно, поґтому что сами фирмы и их руґководители по указанным в доґкументах адресам отсутствуют.

- По каким критериґям отбирается объект для проведения очередной ревизии?

- Решению о проведении реґвизии в той или иной компании предшествует аналитическая раґбота с информацией, содержаґщей признаки возможных наруґшений и полученной из базы данных, от функциональных упґравлений ФТС, региональных управлений, таможен и тамоґженных постов, других правоґохранительных органов, а такґже из Интернет.

Если после такого анализа к фирме возникают вопросы, наґчинаем определять конкретные параметры, по которым необґходимо ее проверить. Изучаем ее уставные документы, конґтракты и иные документы, предъявленные к таможенному оформлению товаров; сравниґваем данные по номенклатуре и ценам на ввозимые ею товаґры за прошлый и текущий годы. При этом - не создавая никаґких препятствий для коммерґческой деятельности этой комґпании. Как правило, участники ВЭД даже и не подозревают, что в их отношении проводится проверка.

Если и после такого предваґрительного анализа к фирме осґтаются вопросы, назначаем таґможенную ревизию. Хотелось бы подчеркнуть, что в новом законодательстве ревизии приґдается очень большое значеґние: по кодексу принять решеґние о ее проведении может только руководитель таможенґного органа или лицо, его заґмещающее.

В текущем году таможенная инспекция работает именно таґким образом. Возможно, когда-нибудь акценты сместятся и мы будем чаще иметь дело с руґтинными проверками, как это происходит сейчас в европейґских государствах. Там наши коллеги работают по системе анализа и управления рисками, позволяющей достаточно точно определять коридоры , в котоґрых следует искать нарушитеґлей среди участников внешнеэкономической деятельности. У нас такая система для широкого применения на практике еще не готова, существуют лишь отдельґные ее элементы.

- Кто подвергается плановым проверкам?

- Было бы хорошо, конечно, как в Европе, в течение отвеґденного для постаудита законом срока успеть проверить все оргаґнизации, выходящие на внешний рынок. Но, во-первых, как я уже говорила, у нас этот срок теґперь в 3 раза короче, чем у европейских коллег, а во-втоґрых, в России несопоставимо больше участников ВЭД. Колиґчество же сотрудников таможенґной инспекции, мягко говоря, невелико. При таких условиях мы вынуждены ранжировать комґпании по степени риска - кого мы должны проверить в первую очередь, кого - во вторую, а кого - в третью.

Есть организации, зарекоменґдовавшие себя законопослушґными участниками ВЭД. Они уже давно работают на росґсийском рынке, вовремя предґставляя в таможенные органы все необходимые пакеты докуґментов, информируя о ценах производителей товаров, котоґрыми торгуют, - то есть их деятельность для нас прозрачґна, и потому у них есть возможность пользоваться специґальными упрощенными процеґдурами таможенного оформлеґния и контроля в соответствии со статьей 68 Таможенного коґдекса и приказами ГТК 430 и 847. Их мы проверяем в плаґновом порядке, направляя осґновные силы на выявление наиґболее неблагонадежных фирм.

- Каковы сроки проґведения ревизий? И разґличается ли порядок проґведения ревизии в завиґсимости от сферы деяґтельности компании?

- Срок проведения общей реґвизии составляет три дня. Если ее результаты свидетельствуґют о необходимости более деґтальной проверки, то назначается специальная ревизия, срок которой - до двух месяцев. При исключительных обстоятельствах он может быть продлен еще на месяц.

Что касается порядка, то сам по себе он един для всех. Но, как уже было сказано, все заґвисит от характера нарушений таможенных правил. Для одной фирмы достаточно только доґкументальной проверки, а для другой, чтобы добраться до сути, необходимы дополнительґная информация, осмотр помеґщений, где складируется товар, опрос сотрудников. Сложность состоит в том, что проведение таких углубленных специальных ревизий - процесс достаточно творческий: в инструкции всеґго не пропишешь. У каждой комґпании свои особенности, треґбующие индивидуального подґхода при проверке.

- Таможенный постауґдит в России, по сравнеґнию с другими странаґми, достаточно молод . Отлажен ли каким-то обґразом обмен опытом с зарубежными коллегами?

- Да, в рамках проекта Евротаможни существует процесс обучения по системе анализа и управления рисками. В прошґлом году нашими кураторами были представители Австрии, в нынешнем - шведы.

Но и у нас есть чем подеґлиться с иностранными коллеґгами. Во время встреч в Австрии, Германии, Финляндии они отмечали, что в России тамоґженный постаудит сильно проґдвинулся и его наработки доґстаточно интересны. Наша собґственная специфика - более разґнообразная внешнеэкономичесґкая практика, более изощренґные участники ВЭД - требует неординарного подхода к рабоґте. У них же практика устоявшаяся. Вот и проверяют они БМВ три года: артикулы, асґсортимент. Одно и то же из года в год, когда, на наш взгляд, можно было один раз пройтись по всей цепочке этой компании, выявить слабые звенья, сборку например (какие комплектующие, сколько, по какой цене получают из одной страны, какие - из другой) - ее проверять. Они, в принципе, с нами согласны, но, тем не меґнее, боятся нарушить сложивґшийся порядок проверки. Мы, ввиду пресловутых сроков и маґлочисленности штата, чтобы не распылять силы , позволить таґкого себе не можем, потому и ранжируем участников ВЭД.

Однако идеология самих инсґпекционных мероприятий будет постепенно меняться. Целью проґверок станет не столько поиск нарушений в деятельности комґпаний, сколько оказание им меґтодологической помощи в праґвильном отражении внешнеэкоґномической деятельности в сисґтеме учета. В будущем, когда законопослушных компаний буґдет больше, они уже сами будут заинтересованы в проведении у них ревизии. Ведь если проверґка документально подтвердит, что с компанией все в порядке, что ей можно доверять, ее рейтинг в качестве делового партнера существенно повысится.

- Изменило ли новое законодательство требоґвания, предъявляемые сегодня к сотрудникам таможенной инспекции?

- Сейчас, когда оформление и выпуск в свободное обращение некоторых товаров производятся за день, а порой и час, значеґние постаудита многократно возґрастает. Чтобы достичь резульґтатов, слаженно должна работать вся его система. Как я уже говорила, эта работа очень интелґлектуальная и, одновременно, треґбующая творческого подхода. Часто, чтобы доказать правильґность своих действий, недостаґточно быть специалистом только в таможенном деле. Необходимы еще и навыки экономиста, товароведа, правоведа-международниґка, знание ситуации на мировом и внутреннем рынках...

В прошлом году по приглашеґнию немецких предпринимателей, которых интересовало, как на практике применять положения наґшего кодекса, мы побывали в Гамґбурге. Вопросы в ходе встречи задавали самые разные. Один бизнесмен, в частности, попроґсил ему объяснить, почему на таможне скорректировали, довольґно существенно, таможенную стоиґмость на одежду, как он выраґзился, не первой коллекции , коґторую он продает в Россию.

Таґкие изделия должны идти, по его мнению, по бросовой цене -20 долларов за платье. Но в проґцессе расспросов выяснилось, что хотя коллекция и прошлогодняя, одежда в ней очень элитных бренґдов.

Платье от Шанель, наприґмер, хоть и 10-летней давности, в наших бутиках не может продаґваться за 20-40 долларов: его порой выставляют за тысячу и выше. Он согласился со мной.

А потом я популярно объясґнила, как таможня отслеживает информацию по ценам и что при ревизии торгующей организации все равно не удалось бы обоґсновать такую существенную разницу между продажной и таґможенной стоимостью, заявленґной в декларации, даже если бы на таможне поверили и выґпустили товар. А значит, все равно пришлось бы уплатить реґальные таможенные платежи.

Дискуссия наша была острой, ее результатом стал такой выґвод: если бы немецкие бизнесґмены относились к российскоґму таможенному законодательґству так же трепетно, как к своему, то никаких бы проблем при выходе на российский рыґнок у них бы не возникало.

Время лихой торговли с Россией прошло. Таможенный контроль в разных его формах постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями времени.

И бизнес тоже долґжен соответствовать тем раґзумным требованиям, которые к нему предъявляет закон.

- Спасибо за содерґжательный разговор.

Финансы, экономика, безопасность 5-6, 2005 г.