07.08.08

MAN стал первым

Среди европейцев в России

РБК daily; 07.08.08
Немецкий производитель грузовиков MAN вышел на первое место по продажам в России среди европейских производителей. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за первое полугодие MAN продал 4244 грузовика, опередив преж­них лидеров — Volvo (3066) и Scania (2998). В европейской семерке, правда, подрастает уже новый лидер: американо-турецкий Ford Cargo, пришедший на российский рынок год назад, за первые шесть месяцев года продал 1114 автомобилей и обогнал Renault Trucks и DAF.

Продажи MAN начали активно расти после перехода в российскую «дочку» Пера Густава Нильссона, возглавлявшего до 2006 года также российскую «дочку» Scania. Уже по итогам 2007 года компания перешла с пятого на третье место среди европейских производителей, оставив позади Iveco и Mercedes-Benz. По итогам первого квартала этого года MAN обогнал Volvo (продав 1582 грузовика по сравнению с 1355 у Volvo) и теперь вырвался в абсолютные лидеры (4244). Правда, как признают и MAN, и другие участники рынка, данные по продажам могут различаться в зависимости от того, что считается продажей: отгрузка автомобиля дилеру или клиенту (считает немецкое агентство Best Statistic) или ввоз техники в страну (что подсчитывает ФТС). Данные Best Statistic должны появиться только к концу августа.

По словам директора по маркетингу MAN в России Ирины Скворцовой, продажи выросли за счет крупных контрактов, в част­ности за счет сделок, финансируемых Транскредитбанком (профинансировал покупку 2 тыс. автомобилей MAN с помощью российских лизинговых компаний в этом году). Как говорится в собственных материалах компании, грузовики MAN в среднем дешевле, чем автомобили других европейских производителей (средняя цена 85—90 тыс. евро против 100—110 тыс. евро у Volvo, Scania и DAF). С этим согласен и аналитик центра по управлению знаниями Ernst & Young Олег Лукьянчиков. В качестве основного недостатка рассматривается дефицит сервисных центров в России, над этим MAN работает уже года два. По словам члена правления MAN Nutzfahrzeuge Петера Эрихрайнеке, компания начала активно инвестировать в сеть еще до того, как стало очевидно, что инвестиции окупятся.

Удачно закончил полугодие и другой производитель, который не учитывается в статистике продаж европейцев, хотя производится в Турции, — Ford Cargo. Как сообщили РБК daily в компании, за первые шесть месяцев было продано 1114 автомобилей. Это больше, чем у Renault Trucks (910, по данным ФТС) и у DAF (379).

На рынке грузового импорта все более серьезную роль играют и китайские производители. По словам г-на Лукьянчикова, они в первую очередь конкурируют с КамАЗом и МАЗом. Однако их в качестве достаточно серьезных конкурентов рассматривает и MAN. Точной статистики по этим производителям нет. Однако, по экспертным оценкам, лидер прошлого года Howo несколько снизил темп в этом году, что может быть связано с введением Евро-3 (и ужесточением правил сертификации, введенным с подачи КамАЗа), а также с тем, что компания создала СП с ЗиЛом и обязалась не поставлять на рынок машины в обход российского завода. В этих условиях в лидеры китайского сегмента вырвался DongFeng (более 400 автомобилей в первом квартале этого года).

Небольшую долю на рынке сохраняют и американские «капотники». Правда, как ранее замечал исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, из-за длины платформы они не могут пройти российскую сертификацию и ввозятся только в качестве подержанных. Лидерами этого рынка являются Freightliner (около полутора тысяч за первый квартал), International (около 300 машин) и Kenworth (110 автомобилей).

Рынок тяжелых грузовиков растет быстрее продаж легких и средних (они растут наименьшими темпами), отмечают в аналитическом агентстве «Автостат». Увеличение спроса обусловлено активным строительством жилья, дорог, освоением месторождений и развитием перевозок. При этом иномарки растут значительно быстрее рынка: на 49,4% (продано 136 тыс.) против 19,34% у отечественных (398 тыс.) в 2007 году. В прошлом году доля иномарок составляла 34%, а в 2010 году, как прогнозируют эксперты, она достигнет 45% продаж.

Правда, в первом полугодии продажи иномарок замедлились на 18%, отмечает Олег Лукьянчиков. По словам эксперта, это связано со снятием с производства Yuejin на «Автоторе», а также с сокращением вдвое сборки Hyundai Porter на ТагАЗе. Как считают в «Автостате», именно запуск новых российских производств (Volvo Trucks и Renault Trucks в Калужской области, проект Sollers по сборке Isuzu, ожидаемая покупка Daimler доли в КамАЗе) должен подстегнуть рост продаж иномарок. Потребности того же MAN покрывает завод в Польше, открытый в прошлом году. Впрочем, как признают в самой компании, в долгосрочной перспективе без производства в России не обойтись.