М.Ремизов: «Россия переходит к запретительным тарифам на экспорт»
В Санкт-Петербурге завершил работу Девятый международный экономический форум. В целом в работе ПЭФ приняли участие 8966 человек из 65 стран мира. Гостями и участниками стали 54 официальные делегации, 9 президентов, 4 премьер-министра, 40 министров. Мероприятия, проходившие в рамках форума, освещали 1400 журналистов, представлявших около 450 российских и зарубежных СМИ.
Касаясь деловых итогов форума, глава Министерства экономического развития и торговли РФ Герман Греф сообщил журналистам, что в общем было подписано порядка 30 протоколов о намерениях и инвестиционных проектах на сумму 13,5 млрд долларов, из них 7,5 млрд пришлось на частные компании и 6 млрд — на смешанное частно-государственное партнерство.
Выступая в Петербурге, президент России Владимир Путин справедливо раскритиковал ВТО. В.Путин считает, что ВТО не справляется с протекционизмом, исходящим от развитых стран. Также президент предлагает реформировать МВФ и Всемирный банк. По его мнению, «мировая финансовая система (по сути, завязанная на одну-две валюты и ограниченное число финансовых центров) уже не отражает текущие и стратегические потребности глобальной экономики». Конечно, руководители данной организации неоднозначно приняли слова президента РФ.
ВТО как институт давно переживает кризис
Судя по всему, тон выступления Путина вызван некоторым раздражением по итогам переговоров с официальными лицами, представляющими ВТО.
Надо сказать, что президент впервые публично подверг критике ВТО как институт. Критика в общем вполне справедливая, и во многом вполне очевидная даже для людей, не ангажированных той или иной бюрократической системой.
Действительно, ВТО как институт уже достаточно давно переживает кризис. Данный кризис заключается в том, что большинство членов этой организации убеждаются, что изначально в ее конструкцию слишком крепко заложены цели ее создателей, а именно лидеров мировой экономики. Интересы развивающихся стран эта организация не учитывает.
Однако при этом экономическое значение таких развивающихся стран, как Бразилия и Индия, возрастает, и игнорировать их интересы даже в рамках ВТО уже невозможно. Таким образом, в связи с актуальными событиями развитие организации оказывается парализованным.
Примером может послужить следующий факт: компромиссы по тем же сельскохозяйственным тарифам и барьерам между развитыми и развивающимися странами так и не найдены. И это лишь один из вопросов, по которым ВТО оказалась в ступоре перед своей системой и современными экономическими реалиями.
В свое время один из российских чиновников сказал, что вступление России является одним из способов преодоления масштабного кризиса ВТО. Но в данном случае, я думаю, мы должны гораздо больше думать о собственных интересах, чем об интересах самой ВТО.
Таким образом, предметное содержание критики президента вполне понятно, но пока непонятно другое: насколько эта критика является риторикой, а насколько она свидетельствует об изменении позиции России по присоединению к ВТО.
На мой взгляд, критерием серьезности или несерьезности слов президента может служить уже ближайшее будущее, а именно то, какую позицию займет Россия на переговорах по спорным вопросам с ЕС.
Сейчас в разряд этих спорных вопросов попало повышение тарифов на экспорт леса, против чего протестует Финляндия. Также в поле зрения попали и так называемые дискриминационные железнодорожные тарифы в России. На самом же деле речь идет просто о праве России вести самостоятельное регулирование железнодорожных перевозок на территории своей собственной страны, и это своеобразная плата европейцев за пересечение воздушного пространства РФ.
В общем-то все эти позиции достаточно существенны для российской экономики. И надо сказать, что для концепции развития российской экономики по этим условиям уступать нельзя. То есть детали всегда возможно оговорить, но уступать безоговорочно по ним нельзя.
Наиболее вопиющий пример — это, конечно, экспорт леса. Тот рост тарифов на экспорт леса, который уже осуществляется, совершенно недостаточен — надо постепенно переходить к запретительным тарифам на экспорт сырой древесины. А как раз страны - члены ВТО и сами правила этой организации данную процедуру запрещают. Твердая позиция по этим стратегически важным вопросам будет критерием серьезности слов президента.
В азиатско-тихоокеанском регионе можно ожидать появление резервной валюты
Путин в ходе конструктивной критики предложил в качестве возможной альтернативы ВТО создание евразийских организаций торговли. Честно говоря, в этой части его слова звучат столь же справедливо и верно, сколь и декларативно. Дело в том, что прорекламированный в СМИ таможенный союз так ведь и не был создан. К сожалению, организация таможенного союза буксует с самого начала 90-х годов.
И буксует воплощение этого проекта в том числе и по вине России, которая, к примеру, стала в одностороннем порядке вступать в ту же самую ВТО. Не выполнив какое-то из своих обещаний по созданию таможенного союза, — а Путин эти обещания делал неоднократно вместе с лидерами других государств, — сложно реализовывать задуманное. На базе несозданного таможенного союза невозможно говорить и о создании каких-то институтов.
Напомню, что таможенный союз так и не создан, и все документы, которые предполагалось подписать и которые громко анонсировались, не подписаны и пылятся в столе. Пока не будет принято серьезное политическое решение, никакая орагнизация не сможет создаться сама собой.
К сожалению, время в данном вопросе работает против нас, потому что тот же Казахстан уже четко держит позицию по одностороннему вступлению в ВТО и рассматривает обсуждение идеи таможенного союза по остаточному принципу. Если мы сейчас четко не заявим приоритеты региональной интеграции над глобальной, то мы просто навсегда или на очень долгое время упустим партнеров по региональной интеграции.
В рамках разговора об альтернативных организациях был поднят вопрос создания новой валюты. Безусловно, будет происходить девальвация мировой экономики с точки зрения резервных валют, но ясно, что на ближайшую перспективу нет оснований на то, чтобы рубль стал дополнительной резервной валютой. Скорее всего, появление новой резервной валюты можно ожидать в азиатско-тихоокеанском регионе. Об этом уже неоднократно сообщалось с бирж данного региона. Даже независимо от того, чем закончатся переговоры Японии с Китаем, валюта будет создана.
Совершенно очевидно, что у Японии и Китая достаточный собственный потенциал для развития персональной мощной финансовой системы. Поэтому новые резервные валюты появляться будут. Пока, к сожалению, не рубль — просто потому, что рубль полностью зависит от сырьевых денег. Наша валюта перерезервированная и испытывает определенные сложности, постоянные риски.
Это валюта, на которой висят огромные долги растущих государственных корпораций. Любой серьезный экономический аналитик видит, в каком состоянии находится сырьевая отрасль России. Долгов и пассивов у этой отрасли становится все больше, а старая советская инфраструктура не модернизируется, поэтому, конечно, пока разговор о рубле остается сугубо декларативным.
Америка пока не ставит палки в колеса РФ в вопросах ВТО
Считается, что речь президента России направлена персонально против США. Я бы не сказал, что слова Путина направлены конкретно против США. Да, понятно, они лидеры той системы, которая создавала и ВТО, и международные организации в нынешней финансовой системе, которая сложилась в мире, но аналогичная критика раздается и в самих США против США.
Собственно в том, что касается проблемы ВТО, с Америкой официальные российские лица договорились. Только пока не до конца ясно, какой ценой, — возможно, ценой сдачи банковского сектора. Сейчас позиция Америки по присоединению к ВТО скорее положительная, но условия нам пока не известны: на что пошла российская сторона — остается гадать. Но мы видим, что даже и ранее достигнутые соглашения (достигнутые соглашения по Евросоюзу), снова пересматриваются в сторону получения все новых уступок от России.
Складывается впечатление, что российская правящая элита серьезно взяла курс не только на политику приобретения своих прав в отношениях с Западом, но и на политику в том числе уступок в преддверии транзита власти. Сейчас российская власть может позволить себе критические замечания по отношению к той же ВТО, поскольку сам Запад не рассматривает проблему принятия России в ВТО в контексте внешней политики на данный момент в числе основных внешнеполитических требований либо претензий к России. Что касается жизненных интересов США, развертывания системы ПРО не только в Европе, а в целом по всему миру, то мы видим, что Россия пошла и готова идти на серьезные уступки, и это печалит.
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
КМ-News; 15.06.07