04.02.10

Ликвидация шлагбаумов на границах начинает понемногу пугать — и прежде всего, российскую сторону

Самым будоражащим воображение эпизодом сериала "Таможенный союз" лично мне представляется обещанный перенос таможенных границ на "внешний контур" трех сближающихся государств. Нам обещают, что уже с середины 2010 года таможенный контроль будет отменен на российско-белорусской границе, а годом спустя — и на российско-казахской. По обширным замыслам топ-чиновников, товарные потоки будут свободно перетекать по огромному пространству между Польшей и Китаем, не встречая огорчительных для бизнеса препятствий. Представляются семьи казахских таможенников, мигрирующих с неуютной северной границы с РФ к южным пунктам пропуска в Китай, и отечественные импортеры, лихо растаможивающие свои грузы где-нибудь в районе Бреста.

Впрочем, выясняется, что анонсированная союзниками ликвидация шлагбаумов на границах начинает их уже понемногу пугать — и прежде всего, российскую сторону. РФ с удовольствием "продавила" единый таможенный тариф, который сделает российские товары более конкурентоспособными на рынках Белоруссии и Казахстана, но с неохотой и опаской говорит о будущей прозрачности границ. Позавчера Владимир Путин провел совещание, на котором высшие чиновники обменялись своими страхами как раз по этому поводу. Во вступлении премьер "под камеры" потребовал от них, чтобы на внешних границах "был должный порядок: появление здесь каких-либо "серых зон", которыми могли бы воспользоваться нечистоплотные дельцы должны быть напрочь исключены".

В основном РФ беспокоят казахские рубежи, через которые в нее без особых преград могут потечь китайские товары в самом широком ассортименте. Граница Казахстана с соседней Киргизией фактически не обустроена. Между тем, жалуется высокопоставленный представитель Федеральной таможенной службы (ФТС), киргизы уже вступили в ВТО, у них на этой почве самые низкие в Центрально-Азиатском регионе таможенные пошлины, а под Бишкеком раскинулся громадный "нью-Черкизон", который понемногу уже осваивается нашими челноками. Широко представлена и контрабанда. Пример из казахской прессы: участок по реке Чу протяженностью 163 км, на котором нет даже контрольно-разделительной полосы со стороны Казахстана, контролируют 80 пограничников, со стороны Киргизии — три-пять. Результат — несколько десятков грузовиков с китайской контрабандой каждую ночь.

Впрочем, везти китайский контрафакт через Киргизию в Казахстан и далее в Россию вовсе не обязательно. Казахстан и сам граничит с Китаем, состояние этих рубежей также не вызывает восторга у российской ФТС. Ситуацию осложняет то, что, в отличие от Белоруссии, с Казахстаном у российских таможенников информационного обмена фактически нет, а без него открытие границы невозможно. Плюс к тому проблема наркотрафика. Ее, впрочем, похоже, признали нерешаемой. Поэтому в 2011 году с российско-казахской границы будет снят лишь таможенный контроль, а пограничный же и миграционный останется на ней еще неопределенно долгое время.

Газета «Коммерсантъ» № 19 (4319) от 04.02.2010