22.09.11

Леонид Досов, начальник Брестской таможни: «“Домачево” – одна из жемчужин нашей инфраструктуры»

Этой осенью профессиональный праздник таможенников совпал с 20-летием создания таможенной службы Беларуси. И в нынешнем году основные мероприятия, посвященные этой дате, проходят в Бресте – городе, где функционирует одна из лучших таможен страны. По итогам работы во втором квартале ее коллектив занял 1-е место в республиканском соревновании. Брестскую таможню уже 5 месяцев возглавляет Леонид Досов. В канун профессионального праздника наш корреспондент встретился с руководителем, чтобы поговорить о сегодняшнем и завтрашнем дне таможни.

Леонид Сергеевич, что значит для вас лично День таможенной службы?

– Праздник – это повод и оглянуться назад, и задуматься о перспективах. Вспомнить нашу историю и достойнейших людей – ветеранов, наградить лучших из тех, кто сегодня в строю. Конечно же, очень важно оценить, все ли мы делаем для того, чтобы наш чрезвычайно ответственный участок границы – рубеж между Таможенным союзом и ЕС – был максимально прозрачным для бизнесменов, туристов, всех граждан, которые перемещаются через границу Таможенного союза с добрыми намерениями.

Один из главных критериев работы – выполнение прогнозных показателей. Из чего складываются эти цифры?

– С начала года мы перечислили в бюджет страны более одного триллиона белорусских рублей. Это на 50 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Завершено строительство и уже введено в эксплуатацию административное здание, расположенное на белорусской территории пункта пропуска «Домачево». Что в связи с этим изменится на границе, а главное – сократит ли это очереди?

– Я бы сказал, что «Домачево» – одна из жемчужин нашей инфраструктуры. Поэтому символично, что в день двадцатилетия белорусской таможенной службы (20 сентября. – Ред.) у нас состоится торжественное открытие международного таможенного пункта оформления «Домачево». Если посмотреть на наше административное здание с польской стороны, то оно похоже на птицу с развернутыми крыльями. Удачный проект, прекрасный ландшафт, замечательная цветовая гамма. Пропускная способность этого пункта практически такая же, как у ПТО «Варшавский мост» – до 2500 автомобилей в сутки, он оснащен по самым современным технологиям. 14 сентября с 20.00 он начал работать в штатном режиме.

Еще одно знаковое событие для нас – в областном центре, на улице Лейтенанта Рябцева, открывается транспортно-логистический центр (ТЛЦ). Государственный таможенный комитет – учредитель предприятия «Белтаможсервис», которое занимается логистикой. На территории нового центра построены склады, они загружены, но только этого сегодня уже недостаточно. Настоящая логистика – это скорость, минимальные сроки погрузочно-разгрузочных и складских операций, оперативная доставка товара получателю. В ТЛЦ расположены все службы, работающие на границе, в том числе банковские, транспортные, сервисные, таможенные – одним словом, все, от кого зависит скорость перемещения товаров. В перспективе там построят гостиницу.

Словом, инфраструктура на ПТО буквально день ото дня крепнет?

– Инфраструктура у нас действительно хорошая. Взять хотя бы «Козловичи-2». Это очень важный объект. Через месяц, после завершения строительства, он начнет работать в соответствии с проектной мощностью.

А еще у нас возводится инспекционно-досмотровый комплекс, строительство которого ведется с использованием китайских инвестиций. В его основе – рентген-установки, которые сканируют транспорт, в связи с чем отпадает необходимость выгружать товар, все содержимое видно на экране. Этот комплекс значительно упростит нашу работу и повысит быстроту прохождения большого количества автомобилей через Брест. В конце прошлой недели к нам приехали китайские специалисты, задача которых – установить оборудование и обучить наших сотрудников работать на нем.

К слову, в ближайшее время будет принято решение о возведении суперсовременного международного пункта пропуска в Песчатке. Уже объявлен тендер. Строительство предполагается вести за счет средств Евросоюза, стоимость составит около 11 млн евро. Сейчас туда подводятся все коммуникации.

Прошло не так много времени с момента ввода в эксплуатацию после реконструкции международного пункта пропуска «Мокраны». И сегодня мы констатируем: один из самых современных пунктов пропуска нуждается в новой реконструкции, поскольку изначально не был рассчитан на такой большой поток пассажиров и грузов. Где выход из создавшегося положения? Что делается, чтобы сократить время на пересечение белорусско-украинской и белорусско-польской границы?

– «Мокраны» в меньшей степени меня беспокоят как начальника таможни. Проблемные моменты здесь возникают лишь в отдельное время – например, в праздничные и выходные дни. Больше волнует положение дел на ПТО «Варшавский мост». Он расположен в Бресте, здесь большой пассажиропоток, поэтому и требования к нему особые. Однако статистика говорит о том, что время ожидания уменьшилось. В целом же, если вернуться к сути вопроса, сокращение времени ожидания и оформления – главная задача, которую я ставлю перед собой как начальник таможни. Транспортные средства всех стран мира должны проходить через наши ПТО за максимально короткий срок.

Беларусь – транзитное государство. До 80 % грузов через Брестскую таможню идет в Россию. И один из вариантов сокращения сроков оформления грузов – предварительное электронное декларирование. Насколько широко его используют грузоперевозчики?

– Предварительное электронное декларирование – это действительно очень эффективный способ быстро пройти оформление. За сутки и более в базу данных таможни поступает информация о грузе, и если нет рисков, то оформление происходит очень быстро – за полчаса, час.

Пока лишь 30-35 % грузов оформляется по предварительному электронному декларированию. Многие транспортные фирмы, и российские в особенности, недопонимают сущность этого вопроса. Отдельные грузоперевозчики просто небрежно оформляют документы, особенно это касается скоропортящихся грузов, фруктов, продуктов питания во время объявления карантинов. Мы подходим дифференцированно к каждому случаю: кого-то оформляем очень быстро, а кого-то дольше, чтобы разобраться с ситуацией, вникнуть в нее и принять единственно правильное решение.

Два с половиной месяца Беларусь работает в едином таможенном пространстве с Россией и Казахстаном. Можно сегодня уже говорить о каких-то плюсах и минусах?

– Хочу сразу отметить, что очень сложным для нас был прежде всего июнь в связи с тем, что с 1 июля пошлины на автомобили поднялись до уровня российских. И если в начале июня мы оформляли 300 авто в день, то в последние дни – более 1000. Работали круглосуточно, без выходных. Никто не роптал, все понимали важность проблемы. И было очень приятно, когда 30 июня на каналах стало свободно. Этот пример говорит о том, что наши сотрудники относятся к своему делу очень ответственно. Сегодня таможенник – это государственный человек, который понимает огромную важность возложенных на него задач.

При работе в условиях Таможенного союза для нас не появилось чего-то нового и непонятного, что давало бы основания ссылаться на какие-то сложности и трудности. Мы были готовы к полному введению всей нормативной базы Таможенного союза. У нас есть представительство Федеральной таможенной службы РФ в Минске, и в Бресте представитель, и мы в рабочем порядке решаем все вопросы.

Еще недавно попасть в штат таможни было очень сложно. Какие требования сегодня предъявляются к инспекторам и как можно стать работником Брестской таможни?

– Отбор к нам очень строгий, из 5 кандидатов мы принимаем на службу, как правило, только одного. Требования такие: образование только высшее, как правило, профильное – экономическое или юридическое, высокий балл, серьезный подход к состоянию здоровья, знанию законов. Сегодня во всех минских таможнях претенденты проходят тест на полиграфе – детекторе лжи. Это, конечно, не окончательный аргумент при принятии решения о зачислении, но все же такая процедура в скором времени будет осуществляться и у нас. Кадры сегодня – самое главное направление работы, а вопросы их подготовки и квалификации приоритетны для руководства.

Сейчас много говорят о соединении в одно подразделение Пинской и Брестской таможен. Когда это произойдет?

– Могу сказать определенно: с 1 января 2012 года Пинская таможня войдет в состав Брестской. С 1 октября мы начнем готовиться к этому объединению. Займемся трудоустройством работников, произойдет небольшое сокращение их численности. Практика показала, что принцип «одна область – одна таможня» наиболее логичен.

Если не секрет, то как вы стали таможенником и как можете представить себя нашим читателям?

– Я рядовой гражданин Республики Беларусь. Интересуюсь культурой, спортом. Хочу глубже узнать историю Бреста. У меня много литературы по этой теме. К сожалению, еще не успел посетить все музеи…

В таможенной службе я работаю давно. Считаю, что судьба сделала мне подарок. Более 13 лет я был начальником Могилевской таможни и около четырех с половиной лет – заместителем председателя ГТК РБ. У меня три высших образования, включая Российскую таможенную академию. Хотя об этом и нескромно говорить…

Ваши впечатления о Бресте?

– Вы не поверите, но я уже называю себя брестчанином. Город мне очень нравится. Неповторимый и уникальный, с особым характером, с особой душой. Особенно привлекательна для меня его спортивная инфраструктура. Мы провели в «Виктории» международный турнир по мини-футболу. Наши коллеги из России, Польши и Украины остались очень довольны. Сам я люблю все виды спорта – футбол, хоккей… Живя в Бресте, увлекся гандболом – брестским видом спорта.

Искренне благодарю всех работников таможни за высочайшую ответственность и профессионализм. Спасибо ветеранам таможенной службы! Желаю всем крепкого здоровья, терпения, неиссякаемой энергии и полного благополучия. С праздником!

Вечерний Брест