Латышей построят на границе
Федеральная таможенная служба РФ решила ужесточить контроль за латвийскими фурами. «В целях предотвращения ущерба экономическим интересам Российской Федерации ФТС планирует принять дополнительные меры таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых латвийскими автомобильными перевозчиками», — отметили в ведомстве.
Причиной такого шага, по версии ФТС, стали систематические нарушения таможенных правил, допущенные латвийскими перевозчиками при транспортировке товаров по территории России в соответствии с процедурой таможенного транзита. В российском ведомстве подчеркнули, что латыши в 2009 году стали чемпионами по нарушениям. «За январь-ноябрь 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество подобных случаев нарушений возросло в три раза», — подсчитали таможенники. В результате российский бюджет понес потери в размере 50 млн рублей.
При этом в ФТС оговорились, что перед тем, как принять жесткие меры, российские таможенники неоднократно (в августе и октябре 2009 года) информировали своих латвийских коллег о сложившейся ситуации и просили принять меры для устранения нарушений и погашения задолженности перед российским бюджетом. «Однако ситуация до настоящего времени в лучшую сторону не меняется», — констатировали в ФТС.
Сами латвийские перевозчики пока ничего не знают об ужесточении таможенного контроля российскими властями, а латвийская таможня не предупреждала их о каких-либо неприятностях, которые могут возникнуть на рубежах с РФ. Об этом корреспонденту «Росбалта» сообщили несколько представителей перевозчиков из Латвии.
Как пояснил «Росбалту» источник в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ), сейчас региональная таможня вырабатывает комплекс практических мер, которые будут приняты в отношении латышей. «Сейчас в Себеже и Пскове идут совещания, на которых будет утвержден комплекс мер, направленных на усиление таможенного контроля латвийских перевозчиков», — отметил он. Затем все таможенные посты СЗТУ, расположенные на международных автомобильных пунктах пропуска, получат указания о том, как действовать. Что касается конкретных мер, то по словам источника, они будут такими же, как летом текущего года, когда у водителей литовских фур требовали расширенную информацию о том, куда они следуют с грузом. В СЗТУ отметили, что довольны тем, какой эффект дали эти меры в отношении литовцев, которые «очень быстро исправились».
Исходя из того, какие меры были приняты в отношении литовских перевозчиков летом, можно предположить, что алгоритм действий российских таможенников в отношении латышей будет таким: фуры с латвийскими номерами на въезде в РФ будут ставить в отдельную очередь, их будут выпускать только после того, как таможня удостоверится, что грузополучатель в России настоящий, а не липовый. Поскольку процесс получения информации может затянуться, то на территории Латвии возникнут огромные очереди из грузовиков (летом в ожидании прохода границы скапливалось до 600 литовских фур). Практически 100% машин пограничники будут тщательно досматривать. Проверять документы будут вплоть до запятой. Машины компаний, замешанных в перевозках сомнительных грузов, будут задерживаться для углубленных проверок. Кроме того, на выезде из РФ порожние латвийские грузовики будут образовывать отдельную очередь, ведь выпускать из страны их будут только после того, как таможня получит подтверждение об оплате пошлины за груз. В результате власти Латвии будут вынуждены обратить внимание на проблемы своих перевозчиков и начать переговоры с Россией об урегулировании проблем нарушения транзитных правил.
Напомним, литовцы уже прошли через это в августе 2009 года. Власти Литвы серьезно отнеслись к сложившейся ситуации: в правительстве была создана межведомственная рабочая группа под эгидой министерства транспорта. Министр иностранных дел Вигаудас Ушацкас 7 августа обсудил вопрос очередей с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. В результате тридцати литовским перевозчикам был запрещен въезд в Россию. Нечто подобное теперь может ждать и Латвию.
Таким образом, в результате действий российской таможни наибольшие убытки понесут латвийские перевозчики. Как только у них начнутся проблемы на границе, заказчики будут отказываться от их услуг. В результате может произойти перераспределение грузов в пользу их российских коллег.
Видимо, на это и рассчитана данная акция, ведь впереди — «горячая» предновогодняя пора для перевозок грузов в Россию. Так что обозначенные убытки в размере 50 млн рублей (чуть больше 1 млн евро), возникшие по вине недобросовестных латышей, — это не причина, а, скорее, повод для ужесточения таможенных проверок.
Rosbalt 09.12.09