03.06.14

Константин Козлов: таможня - инструмент, а не оружие государства

Нынешний май стал двадцать четвертым в летописи Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ). Образованное 10 мая 1990 года, еще во времена Советского Союза, оно явилось первой региональной структурой в системе таможенной службы страны. После того как стало понятно, что такая организационная форма достаточно эффективна, таможенные управления были сформированы во всех федеральных округах России. В интервью «ТН» начальник управления Константин Козлов рассказал о нынешнем состоянии дел в СЗТУ, о результатах оперативно-служебной деятельности, решаемых коллективом задачах

- Константин Робертович, возглавляемое вами управление является одним из крупнейших в системе ФТС России по всем показателям. Что реально из себя сейчас представляет СЗТУ?

- Приведу лишь несколько данных. Согласно исторической справке, первоначально штат СЗТУ состоял из 42 сотрудников, а сегодня в нем более 11 тыс. человек. За прошедшие годы в Северо-Западном регионе создана развитая таможенная инфраструктура, которая отвечает самым современным требованиям. Она включает 12 региональных таможен, 61 пункт пропуска через государственную границу РФ, в том числе 26 автомобильных (из них 22 имеют статус многосторонних), 15 железнодорожных, 13 водных и 9 воздушных. Также действуют 109 таможенных постов, 111 складов временного хранения (СВХ). Все это располагается на территории 11 субъектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) общей площадью 1 679,1 тыс. кв. км.

Отмечу, что в последнее время происходит количественное сокращение числа региональных таможен, которых, например, в 2005 году в составе СЗТУ было 23. Так, в прошлом году были ликвидированы сразу три – Вологодская, Новгородская и Сыктывкарская, их посты вошли в состав Санкт-Петербургской таможни. В результате этих организационно-штатных мероприятий зона ее ответственности существенно расширилась. Сейчас, кроме собственно Санкт-Петербурга, в нее входят Ленинградская, Вологодская, Новгородская области и Республика Коми.

Как известно, наш регион является единственным в России, который непосредственно соседствует со странами Европейского союза. Кроме границы с партнером по Таможенному союзу (ТС) - Беларусью, мы работаем на внешних рубежах нашего государства с Финляндией, Норвегией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией. Сегодня именно здесь проходит основная масса внешнеторгового товарооборота России со странами Евросоюза. Таможенное оформление товаров, пересылаемых со всего мира в международных почтовых отправлениях, производят Карельская, Калининградская областная и Пулковская таможни.

- Можно ли говорить о том, что таможенная инфраструктура в регионе в достаточной мере соответствует тем требованиям и задачам, которые решает управление?

- В целом, безусловно. На мой взгляд, каких-либо кардинальных изменений в ближайшее время ожидать не стоит. Сейчас нужно максимально эффективно организовать функционирование имеющейся структуры. В первую очередь следует в пределах имеющейся штатной численности оптимизировать количество сотрудников, работающих на конкретных таможенных постах и в пунктах пропуска в зависимости от реальной загрузки этих объектов. Уже сегодня понятно, что нам придется укреплять в кадровом отношении таможенные органы, действующие в порту Усть-Луга, аэропорту Пулково, а также в Выборгской и Карельской таможнях, на долю которых приходится большой объем таможенного оформления перемещаемых через границу товаров и транспортных средств, а также физических лиц. Имеются и другие места, которые следует укрепить.

- Каковы, по вашему мнению, основные показатели, которые в достаточной мере характеризуют оперативно-служебную деятельность таможенных органов СЗТУ?

- На данный момент в полной мере могу оперировать данными за 2013 год. По его итогам в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации было взыскано таможенных и иных платежей на сумму более 526 млрд рублей. Если говорить по отдельным таможням, то наибольший объем перечислений в государственную казну внесли Балтийская (62,55%), Санкт-Петербургская (17,41%), Выборгская (4,3%), Псковская (4%) и Кингисеппская (3,55%) таможни.

Балтийская таможня оказалась в лидерах сразу по нескольким позициям. Кроме объемов перечислений в казну, она обогнала всех по платежеемкости товарооборота и по количеству выпущенных деклараций на товары (ДТ). По грузообороту в весовом выражении на первом месте Санкт-Петербургская таможня, которая стала второй по декларационному массиву и по пополнению бюджета. Тройку лидеров замкнула Калининградская областная таможня. При этом на нее приходится 57% деклараций на товары, помещенные под процедуру «свободная таможенная зона», 31,6% - это декларации на товары, произведенные в Особой экономической зоне в Калининградской области и вывозимые на остальную территорию Таможенного союза (ТС). Общее количество ДТ, по которым были произведены таможенные операции, составило 1 151 958 штук. В отчетный период внешнеторговый оборот через регион увеличился на 2% и и в итоге превысил 100 млрд долларов. В том числе: на экспорт пришлось свыше 23 млрд долларов, на импорт - более 77 млрд долларов.

- Исходя из озвученных вами данных, можно сделать вывод, что внешнеторговый оборот в зоне ответственности СЗТУ практически достиг своего максимума?

- Судя по последним данным таможенной статистики, дела обстоят именно так. Вряд ли стоит ожидать, что в ближайшей перспективе произойдет существенный всплеск товарооборота. Если и будут прибавления, то, скорее всего, в пределах прошлогоднего уровня. При этом стоит отметить, что натуральные объемы экспорта увеличились на 14%, а импорта – на 5%. Уточню, что в 2012 году через регион перемещено товаров на сумму 98 млрд 816 млн долларов. Из них на экспорт пришлось 21 млрд 708 млн долларов, на импорт – 77 млрд 108 млн долларов.

В прошлом году через регион товары отправлялись в 177 стран мира. Основными странами-контрагентами являлись Нидерланды (14% по стоимости), Германия (9%), Финляндия (6%). Профилирующими товарами в экспорте были металлы и изделия из них (32% от экспорта), продукция химической промышленности (21,1%), древесина и изделия из нее (14,2%). Импортировались товары из 195 стран мира. Основные страны-контрагенты – Китай (19%), Германия (11%), Республика Корея (6%). В товарной структуре импорта превалировала продукция машиностроительной (43,5%) и химической промышленности (12,6%), а также продовольственные товары (22,2%).

Отмечу, что в среднем в регионе деятельности СЗТУ ежедневно оформляется более 100 тыс. физических лиц. В выходные и праздничные дни в ряде пунктов пропуска на границе с Финляндией, Польшей, Эстонией их поток увеличивается в 1,5-2 раза. Кроме того, границу в сутки пересекает свыше 17 тыс. грузовых и 27 тыс. легковых машин, а также более 2 млн тонн товара.

- При такой загруженности, вероятно, достаточно остро стоит проблема пропускной способности пунктов пропуска, особенно автомобильных (МАПП). Как обстоят дела в этом вопросе?

- Здесь действительно много сложностей. Следует признать, что нынешнее техническое состояние многих МАПП не соответствует нынешней нагрузке на них. Кроме того, отсутствует необходимая синхронность развития нашей приграничной инфраструктуры с реконструкцией пунктов пропуска сопредельных стран. Особенно остро это ощущается на российско-финляндской границе. На наших пунктах пропуска наибольшие нарекания вызывает транспортная составляющая. Также ощущается нехватка полос контроля, боксов, рабочих мест, служебных помещений, современных технических средств. К сожалению, этот перечень можно продолжать.

Не секрет, что такое положение дел возникло не сегодня, проблемы накапливались годами. Дело в том, что в регионе серьезной реконструкции не подвергался ни один МАПП, при этом большинство из них построены еще в 1990-х годах. В списке новых пунктов пропуска значатся лишь единицы, причем два из них открылись на территории Калининградской области – Чернышевское и Мамоново-II.

- Ситуация на каком из МАПП вас беспокоит больше всего и почему?

- В МАПП Бурачки Себежской таможни. Он расположен на самой оживленной автомагистрали, по которой товары из Европы прямиком уходят на Москву и в центральную часть России. Пункт изначально спроектирован и построен так, что въезд на него с обеих сторон напоминает сужающееся бутылочное горлышко. Данному объекту требуется кардинальная реконструкция, без которой его дальнейшее развитие невозможно. Полумерами ничего не решить.

Это мне стало понятно во время визита, в ходе которого состоялось совещание со всеми заинтересованными сторонами и представителями работающих здесь других контролирующих органов. Оказалось, что наше видение ситуации и путей выхода из нее полностью совпадает. Все службы уже полностью израсходовали свои резервы. Дело в том, что сейчас в пункте пропуска может единовременно разместиться всего 40 грузовых машин. Это чрезвычайно мало, поскольку наши инспектора имеют право производить таможенное оформление только тех транспортных средств, которые находятся в зоне таможенного контроля.

Как правило, период нахождения какой-то части фур на территории МАПП может составлять несколько часов. Дело в том, что нередко перевозятся грузы, для оформления которых объективно требуется достаточно много времени. От этого никуда не деться. Ускорить процесс практически невозможно. Пока они не покинут пункт пропуска из-за нехватки места, туда никто не может въехать. Брать на оформление документы у водителей, которые стоят вне зоны таможенного контроля, мы не имеем права. Выходом из ситуации может стать расширение площадки под автотранспорт. Ее вместимость должна быть хотя бы 200-300 машин. Без этого здесь ничего не сделаешь.

- Как нам представляется, еще одно узкое место - низкий уровень обустройства железнодорожных пунктов пропуска (ЖДПП).

- Это так. В последнее время некоторые мероприятия по дообустройству проводились. Однако работы велись лишь на отдельных ЖДПП - Бусловская, Вяртсиля, Ивангород, Нестеров, Светогорск. Кардинально ситуацию эти меры не улучшили. Сегодня из-за отсутствия на большинстве ЖДПП надлежащего погрузочно-разгрузочного, весового и иного оборудования, нехватки складских помещений, контейнерных площадок и многого другого осуществление фактического контроля товаров и транспортных средств значительно затруднено.

Следует добавить, что значительная часть имеющихся технических средств и средств связи на указанных объектах морально и физически устарела. Приведу пример, ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни имеет довольно удачное географическое положение, что делает его очень удобным с точки зрения логистики. Однако из-за низкого уровня обустройства пропускная способность данного пункта пропуска значительно ограничена.

- Есть ли предпосылки, что положение изменится в лучшую сторону?

- Надеюсь, мы регулярно доводим проблемные вопросы до Росграницы, ОАО «РЖД». Параллельно по мере сил совершенствуем работу ЖДПП за счет оптимизации действующих технологий таможенного оформления и таможенного контроля, применения современных перспективных технологий, направленных на создание благоприятных условий для организации внешнеторговой деятельности.

- Судя по всему, именно с применением перспективных таможенных технологий вы связываете дальнейшее развитие управления и таможен на местах.

- Безусловно, практика уже доказала, что даже при условии реконструкции МАПП, выделения дополнительной штатной численности таможенным и иным контролирующим органам, если такое произойдет, нам будет все сложнее обеспечить на должном уровне выполнение возложенных на нас функций. Тем более что их объем неуклонно возрастает.

Как известно, сегодня на границе, кроме таможенного и транспортного контроля, наши должностные лица проверяют документы на ввозимые юридическими лицами товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному контролю. При этом перед нами стоит задача по сокращению времени совершения таможенных операций в пунктах пропуска. В этой ситуации именно применение перспективных таможенных технологий позволит ускорить таможенные процедуры.

Действенным инструментом является предварительное информирование таможенных органов о ввозимых товарах. Как известно, в автомобильных пунктах пропуска данная опция уже полностью реализована. При этом в ближайших планах таможенной службы значится введение обязательного предварительного информирования на железнодорожном и морском транспорте. Напомню, что на железной дороге в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 17.09.2013 № 196 оно начнет действовать с 1 октября 2014 года. На море это должно произойти в 2015 году.

Сейчас современные таможенные технологии активно осваивает и бизнес, который на практике осознал их преимущества. Сегодня подавляющее большинство участников ВЭД используют в своей работе электронное декларирование, которое с 2014 года стало стопроцентным, предварительное информирование, периодическое декларирование, удаленный выпуск. Некоторые из компаний получили статус уполномоченного экономического оператора.

Наряду с этим применение в таможенной практике системы управления рисками (СУР) и технологии таможенного контроля после выпуска товаров позволяет упростить саму процедуру таможенных формальностей, сократить временные издержки на таможенное оформление в целом и при пересечении границы в частности. СУР позволила таможне уйти от повальных досмотров внешнеторговых грузов, действовать избирательно и точечно, что приносит значительный экономический эффект. Так, в прошлом году в результате применения СУР таможенные органы СЗТУ возбудили 338 дел об административных правонарушениях, экономическая эффективность составила 559 млн рублей.

Существенно выросла и техническая оснащенность таможенных органов региона. Они располагают 4 легковозводимыми и 10 мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами, которые работают как большой рентген и позволяют быстро обследовать содержимое грузового автотранспорта и контейнеров без их вскрытия. Имеется и другое оборудование, помогающее более качественно проводить таможенный контроль. Например, мы обладаем техникой, которая гарантирует практически 100-процентное выявление радиоактивных материалов, что уже неоднократно было доказано на практике.

- Расскажите о том, как в регионе деятельности СЗТУ идет подготовка к внедрению технологии предварительного информирования на морском (речном) и железнодорожном транспорте.

- Сейчас в таможенных органах региона в соответствии с приказом ФТС Россииот 10.02.2014 № 196 проходит тестирование прототипа Портала «Морской порт». Местом его проведения избраны Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни и таможенный пост Морской порт Калининград имени Н.С. Хазова Калининградской областной таможни. Цель эксперимента - совершенствование технологии взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами. Его результаты будут учтены ФТС России при создании полнофункциональной версии портала «Морской порт», в основу которого положена система предварительного информирования.

Предполагается, что за счет ее применения произойдет упрощение таможенных операций. Информация о прибывающем судне и товарах будет направляться в таможенные органы заблаговременно, до прибытия в порт. Это позволит эффективнее планировать график обработки судов, грузовые работы в порту, а также рационально использовать складские площади.

Что касается железнодорожного транспорта, то сейчас 4 ЖДПП участвуют в эксперименте по обмену электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза, а 5 ЖДПП – в отношении прибывающих. Полученные результаты показывают, что при условии своевременного представления электронных пакетов документов, а также полной и корректной информации в отношении перемещаемых товарных партий и железнодорожных вагонов в составе поезда время, необходимое на оформление состава, сокращается.

Указанная работа проводится с учетом предложений со стороны участников ВЭД. Эта тема, кстати, стала основной в ходе последнего заседания Консультативного совета по таможенной политике при СЗТУ. На нем обсуждались вопросы, связанные с обязательным предварительным информированием на железнодорожном транспорте.

- Из этого можно сделать вывод, что управление достаточно активно взаимодействует с бизнесом, как проводится данная работа?

- Выстраивая свои отношения с деловыми кругами, мы исходим из того, что таможня – инструмент, а не карающее орудие в руках государства, то есть мы точно не сабля. Наша задача – создать благоприятные условия для бизнеса, что в конечном счете положительно отразится на жизни всего общества. Сегодня трудно назвать какую-либо тему, к проработке которой не привлекались бы деловые круги.

Например, совместно с ними проводится мониторинг сроков нахождения обычных и рефрижераторных контейнеров в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург». Можно говорит о том, что работа с бизнес-сообществом выстроена у нас на плановой основе, встречи на разных уровнях проводятся регулярно, а таможни региона настроены на открытый диалог со всеми заинтересованными сторонами. Важной вехой в этой работе станет Международная выставка «Таможня Северо-Запад-2014» и Балтийский таможенный форум, которые пройдут в Санкт-Петербурге 4-5 июня.

- Наверное, не все участники ВЭД готовы «играть по правилам», быть законопослушными. Какие правонарушения характерны для региона деятельности СЗТУ?

- В 2013 году возбуждено 234 уголовных дела. При этом значительно увеличилось выявление контрабандного перемещения товаров, отнесенных к категории стратегически важных (рост с 1 уголовного дела годом ранее до 31 в прошлом); культурных ценностей (с 2 до 5 дел); оружия и боеприпасов (с 4 до 13 дел). Почти в три раза больше зафиксировано случаев уклонений от уплаты таможенных платежей, 35 уголовных дел возбуждено по фактам невозвращения денежных средств из-за рубежа. Сейчас мы отмечаем неуклонный рост такого рода нарушений. Так, за первый квартал 2014 года уже возбуждено 48 таких дел.

Количество дел об административных правонарушениях в 2013 году превысило 18 тыс. При этом с 9,9 до 10,3 тыс. выросло количество дел, возбужденных по наиболее общественно опасным, «контрабандообразующим» составам, которые подпадают под статьи 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 Кодекса об административных правонарушениях России. В первом квартале 2014 года таможни Северо-Западного региона, возбудив более 3,5 тыс. дел об административных правонарушениях (АП), на 13,7% перекрыли показатель за аналогичный период прошлого года. По наиболее общественно опасным составам возбуждено чуть более 2 тыс. дел, что на 168 дел больше прошлогоднего уровня.

- Какова картина с контрабандой прежде всего наркотиков?

- В 2013 году только по фактам контрабандного перемещения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в международных почтовых отправлениях было возбуждено 24 уголовных дела. При этом, оценивая динамику выявляемости данного вида преступлений, отмечу, что в целом по линии контрабанды наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ было возбуждено 56 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 200 кг различных средств, что значительно превышает показатель 2012 года.

В рамках международного правоохранительного сотрудничества нами активно проводятся мероприятия по организации взаимодействия с правоохранительными и таможенными органами Финляндии, Эстонии, Беларуси. Международное сотрудничество - один из эффективных и действенных методов противодействия организованным трансграничным преступным группам. Результатом такого сотрудничества с Финляндией в 2013 году стало возбуждение 12 уголовных дел.

- Что можно сказать относительно нарушений со стороны физических лиц?

- В данном аспекте мы весьма обеспокоены ростом количества дел об административных правонарушениях, связанных с передачей права пользования временно ввезенными транспортными средствами иному лицу без разрешения таможенного органа. В результате этого нарушения образуется задолженность по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет. Если в 2012 году она составила порядка 185 млн рублей, то в 2013 году выросла больше чем в 4 раза, достигнув 677,93 млн рублей. В связи с этим СЗТУ во взаимодействии с другими правоохранительными структурами разработало план мероприятий, направленных на сокращение количества случаев невывоза из РФ иностранными физическими лицами временно ввезенных транспортных средств.

- В последнее время многое делалось для того, чтобы законопослушные граждане могли пересекать границу без проблем с таможней, как сегодня с этим обстоят дела?

- Практически во всех пограничных пунктах пропуска в направлениях въезда-выезда для граждан работает система «зеленого» и «красного» коридоров. Это значительно облегчает и ускоряет прохождение таможенного контроля, конечно, при отсутствии намерения нарушить закон. Сейчас при выезде из России абсолютное большинство граждан следуют по «зеленому» коридору, где таможенный контроль минимален. Движение по нему занимает несколько минут. При въезде даже по «зеленому» коридору требуется больше времени. Однако тот, кто соблюдает таможенное законодательство, на таможенном контроле не задерживается.

Отмечу, что ограничения на вывоз товаров частными лицами минимальны, есть только запреты на перемещение через границу некоторых товаров. Личный автотранспорт на временный вывоз декларировать не нужно. При необходимости предъявления на границе пассажирской таможенной декларации ее можно подготовить заранее, заполнив и распечатав дома. Подводя итог, скажу, что законопослушным гражданам и участникам ВЭД таможенной службой созданы достаточно комфортные условия для пересечения границы и ведения бизнеса. Они полностью соответствуют действующим международным стандартам.

- Однако проблема многочасовых очередей, особенно на финляндском направлении, до сих пор вызывает много нареканий со стороны граждан, что планируется сделать здесь?

- Главную причину такого положения дел мы обсудили ранее – это недостаточная обустроенность границы. Свои предложения по этой теме мы составили и уже направили в Росграницу и Росгранстрой. Именно в ведении этих федеральных ведомств находятся вопросы постройки, оснащения, реконструкции и модернизации пунктов пропуска. Однако проблема очередей имеет не только объективную, но и субъективную сторону.

Так, периодически возникает одномоментное скопление граждан и автотранспорта. Чаще всего это происходит в периоды пиковых нагрузок в выходные и праздничные дни, когда количество желающих пересечь границу в несколько раз превышает пропускную способность автомобильного пункта пропуска. В такие моменты пограничные таможенные посты работают в усиленном режиме, особенно на полосах въезда в Россию, так как на выезд, как я уже говорил, граждане следуют по «зеленому» коридору и практически не контактируют с таможенными инспекторами, хотя контроль там никто не отменял.

При этом для увеличения пропускной способности МАПП, сокращения времени ожидания в очередях, минимизации сроков проведения контроля, исключения дублирующих функций и действий мы активно применяем комплекс различных мер. Для легковых транспортных средств и автобусов открываются дополнительные полосы на встречном движении. Для организации оформления и контроля автобусов туристических групп практикуется использование полос на грузовом направлении. Кроме того, совместно с сотрудниками пограничной службы организуется осмотр транспортных средств на полосах движения, что позволяет сократить общее время проведения контроля и избежать необходимости повторного представления транспортного средства к осмотру сначала на линии пограничного, затем таможенного контроля.

- Константин Робертович, мы достаточно подробно поговорили об итогах 2013 года, затронули планы на предстоящий период. Однако уже прошла практически половина 2014 года. Чем она была ознаменована для СЗТУ, кроме выполнения возложенных на него обязанностей?

- Главным стал ввод в строй нового аэровокзального комплекса Пулково. Как известно, он входит в зону ответственности таможенного поста Аэропорт Пулково Пулковской таможни. По пассажиропотоку по итогам 2013 года наш аэропорт стал третьим среди воздушных гаваней страны и уступает только двум гигантам московского авиационного узла – Шереметьево и Домодедово. За год через него прошли 12,8 млн человек, из которых 7,15 млн (на 14% больше, чем годом ранее) были те, кто совершал поездки за рубеж, или иностранные бизнесмены и туристы. Все они были оформлены должностными лицами таможенного поста Аэропорт Пулково.

Отмечу, пропускная способность нового терминала - 17 млн пассажиров в год, ожидается, что к 2039 году она составит 35 млн. С его открытием город получил современный аэровокзальный комплекс, оборудованный всем необходимым для пассажиров, грузов, сотрудников контролирующих структур, работников аэропорта. При этом штатная численность должностных лиц таможенного поста не поспевала за ростом пасссажиро- и товаропотоков, поэтому мы вышли с предложением увеличить количество таможенных инспекторов, и ФТС России услышала наши аргументы.

Кроме того, дополнительные сложности были связаны с тем, что ввод объекта в эксплуатацию происходил поэтапно, параллельно работали Пулково-1 и Пулково-2. Поэтому нашим сотрудникам приходилось работать сразу на нескольких площадках одновременно. С удовлетворением отмечу, что со своими обязанностями они справились. Свой высокий профессионализм сотрудники Пулковской таможни в очередной раз подтвердили во время оформления официальных делегаций и участников проходившего в Санкт-Петербурге 22-24 мая Международного экономического форума, а также самолетов, на которых они прибывали, а затем покидали город.

- В заключение беседы обозначьте задачи и направления, которые в качестве приоритетных определены для таможенных органов СЗТУ на 2014 год?

Таковых несколько. В первую очередь это, что вполне естественно, безусловное выполнение контрольного показателя № 1 «Доходы, администрируемые таможенными органами». Нам предстоит продолжить работу по дальнейшей оптимизации структуры и штатной численности таможенных органов Северо-Запада в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации. Также в повестке дня, точнее года, повышение эффективности взаимодействия структурных подразделений управления и таможен региона в рамках реализации системы управления рисками и контроля после выпуска товаров; обеспечение законности принимаемых нами решений.

На текущий год запланировано проведение в таможенных органах региона комплекса мероприятий по повышению уровня профессиональной компетентности должностных лиц, противодействию коррупции, поддержанию служебной дисциплины, устойчивого благоприятного социально-психологического климата в таможенных коллективах. Очень важно обеспечить повышение эффективности борьбы с контрабандой товаров и незаконным оборотом наркотиков, недостоверным декларированием и другими нарушениями таможенного законодательства.

Таможенные новости