13.03.07

«Калининградцев» расконвоировали

Белорусская таможня больше не будет конвоировать российские грузовики, перевозящие товары из Калининградской области. Навязанную перевозчикам услугу конвоя заменят электронные документы.

Как сообщает представительство Белоруссии в Калининградской области, машины будут пропускаться через территорию страны без назначения конвойного сопровождения, если в сопроводительных документах будет стоять отметка таможенных органов России. Отметка должна подтверждать, что груз следует из Калининградской области. Кроме того, белорусские таможенники требуют от своих российских коллег электронную информацию о перевозимом товаре.

Тем не менее пока сохраняется конвоирование для машин, перевозящих подакцизные товары. Их перечень уточняется. Но уже точно известно, что под конвой по-прежнему будут брать машины, перевозящие алкоголь.

Напомним, Белоруссия ввела принудительное сопровождение всех калининградских машин в январе этого года. Это обходилось перевозчикам в $200 – 500 с каждого грузовика. Кроме того, подобная услуга требовала дополнительного времени на бюрократические формальности. Белорусская сторона мотивировала решение тем, что калининградские машины, прикрываясь свободным транзитом, нередко разгружаются на территории республики. И в результате не платят таможенных пошлин. Перевозчики же склонны были видеть в этой мере следствие «газовой войны» между РФ и Белоруссией.

По данным Интерфакса, белорусская таможня отменила конвоирование калининградских грузов потому, что российские перевозчики заплатили $1500 по гарантийным сертификатам за две калининградские машины, которые не доставили груз до места назначения, «затерявшись» на территории Белоруссии. По данным таможенного комитета Белоруссии, Россия с 2003 года выдает подобные сертификаты.

Белоруссия отказывалась принимать долг до начала марта. Ее чиновники утверждали, что он должен быть погашен в рамках межгосударственных расчетов. Но после того, как российская сторона предложила вынести этот вопрос на рассмотрение комитета Союзного государства, Белоруссия согласилась принять долг.

Руководитель департамента МДП и таможенных систем Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Михаил Савин заявил «Гудку», что официального документа, по которому с калининградских перевозчиков снимается сопровождение, пока не существует. «Есть только предварительная информация, которую мы не можем прокомментировать», – отметил он.

Руководитель департамента нормативно-правовой деятельности АСМАП Валерий Урсан добавил: соответствующее соглашение ФТС России и ГТК Белоруссии согласовано лишь на уровне экспертов. А руководство ГТК Белоруссии сделало реверанс в сторону России, отменив конвоирование. Начальник пресс-службы АСМАП Антонина Камчатова отметила, что решение ГТК пойдет на пользу Белоруссии. Излишние административные меры в отношении перевозчиков лишают республику транзитных потоков, которые сейчас направляются в Россию через соседние страны.

Заместитель начальника пресс-службы Федеральной таможенной службы России Владимир Зубков отказался комментировать факт отмены конвоирования российских машин. Он отметил лишь, что его ведомство приветствует это решение. Получить комментарий в ГТК Белоруссии «Гудку» вчера не удалось.

Ранее Министерство транспорта России в качестве ответной меры на введение таможенного сопровождения приняло решение со второго квартала текущего года не выдавать белорусским перевозчикам разрешения на доставку грузов между Россией и европейскими странами. Как заявил тогда «Гудку» заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского транспорта Минтранса Александр Шерстнев, разрешения не будут выдаваться до тех пор, пока не прекратится конвоирование калининградских грузов. Теперь белорусские перевозчики должны получать разрешения в полном объеме.

Гудок gudok.ru 13.03.07