16.02.24

Калининград. Как в регионе идет беспошлинная электронная торговля

Полгода прошло после старта в Калининградской области эксперимента по беспошлинной электронной торговле. Как показывает практика, пока очень мало кто из калининградского бизнеса разобрался, как эта новая схема работает и для чего вводилась.

На всей территории области действует Особая экономическая зона и таможенная процедура свободной таможенной зоны (СТЗ). Это означает, что товары могут ввозиться сюда без уплаты таможенных пошлин. Их здесь можно хранить, использовать в производстве, продавать оптом и в розницу, но при вывозе в другие регионы России они будут квалифицироваться как иностранные, следовательно за вывоз нужно заплатить таможенные платежи.

До введения эксперимента по упрощенной торговле находящиеся за рубежом компании могли беспошлинно продавать свои товары российским покупателям (в пределах установленных норм — прим. ред.). Калининградские предприниматели такой возможности не имели. Таким образом, у иностранного бизнеса было преимущество перед российским. Эксперимент же позволил калининградским юридическим лицам, ИП и самозанятым продавать и отправлять ввезенные или созданные в области товары в большую Россию без уплаты таможенных платежей и без подтверждения статуса — в пределах норм беспошлинного ввоза (до 31 кг и на сумму 1000 евро).

Посылки в рамках эксперимента принимают только от юрлиц, ИП или самозанятых. Физлицо ее отправить не сможет — ему нужно обращаться в «Почту России». Калининградский малый бизнес может напрямую или в почтовых отделениях обратиться к таможенным брокерам, которые помогают с отправкой. Их в регионе два - владелец склада временного хранения и таможенный представитель ООО «Автотрансгарант» и региональное представительство СДЭКа.

Выход с замкнутого рынка

Калининградские предприниматели должны быть заинтересованы в том, чтобы этот эксперимент заработал на полную мощность, убежден генеральный директор ТОО «Бест Байк» Дмитрий Ярема. С 2015 года его компания занимается продажей велосипедов, а с запуском «пилота» решила расширить производство байков, поскольку новшество позволило выйти из замкнутого калининградского рынка на большой российский.

«В связи с этим экспериментом появилась возможность собственно работать в России, потому что очень много получали запросов от покупателей по поводу отправки наших велосипедов, но отправить мы их не могли. <...>

Теперь велосипеды до 1000 евро мы спокойно оформляем через «Почту России» и за счет разницы в цене достаточно выигрываем. Сейчас у нас сравнительно большие планы по расширению. В том числе, мы хотим запустить небольшое производство, потому что поток покупателей уже довольно неплохой», — делится Ярема.

По его словам, велосипеды благодаря эксперименту стали узнаваемы в России. Даже сейчас, не в сезон, каждую неделю бывает по 2-4 заказа, как правило, зарубежных марок с ценником до 1 тыс. евро. И разница с аналогичным товаром, продаваемым в центральной России, довольно ощутима — 30-40 тыс. рублей.

«Когда клиент слышит, что он платит, допустим, 100 тысяч плюс за доставку или чуть меньше тысячи евро, для него это, конечно, очень выгодно становится. Я доволен, что такой эксперимент пошел, и желаю всем предпринимателям, которые заинтересованы в российском рынке, поскорее туда выходить», — рекомендует предприниматель.

«Если производство будет налажено здесь, то вся вот эта разница в стоимости производства останется в Калининградской области. Налоги, рабочие места… Вот на это мы рассчитываем»,

— объясняет начальник департамента поддержки экспортно ориентированного предпринимательства и кластерного развития Центра «Мой бизнес» Павел Козлов.

Жителям большой России, в свою очередь, тоже выгодно покупать у калининградской компании товар, который раньше дешево приобретался в зарубежном интернет-магазине. Срок доставки в этом случае значительно сокращается. К тому же, это еще и безопасно — при помещении товаров под процедуру специальной таможенной зоны (СТЗ) импортер должен подтвердить его соответствие всем требованиям.

Почему объемы пока маленькие

есмотря на упомянутые преимущества, объемы беспошлинной отправки товаров пока очень маленькие. В числе причин таможенные представители — «Автотрансгарант» и региональный офис СДЭКа — называют плохую осведомленность малого бизнеса об эксперименте, а также отсутствие сотрудничества с маркетплейсами.

Дело в том, что при отправке товаров таможенный представитель должен предоставить таможне паспортные данные покупателя. Но СДЭК в отличие от «Автотрансгаранта» может отправлять товары без этого — у него есть собственная система идентификации, в которой, как правило, сохранены серия и номер паспорта клиента. Собственник калининградского представительства СДЭКа Виталий Квятковский говорит, что компания ведет переговоры о сотрудничестве с маркетплейсами «Ozon» и «Wildberries», и одна из площадок уже заинтересовалась участием в эксперименте.

Сотрудничество с новым таможенным брокером будет выгодно и калининградскому бизнесу, который выставляет свои товары на этих маркетплейсах. По словам Квятковского, сейчас из-за проблем с логистикой большинство калининградских товаров «Ozon» и «Wildberries» покупателям центральной России не показывает.

Опт — не опт?

Еще одна причина слабого пока участия бизнеса в эксперименте упрощенной беспошлинной торговли — необходимость доказывать, что отправляемый покупателю на основную территорию России товар предназначается именно для личного пользования. Если с дорогими велосипедами все достаточно просто — при норме до 1000 евро и 31 кг можно купить один байк в одни руки, то производителям текстиля, например, приходится сложнее. В рамках «пилота» покупатель может приобрести для личного пользования 20-30 пар калининградских носков, но тут у таможенного представителя возникнут вопросы, не оптовая ли это партия и пропустит ли такой груз таможня.

«Вот здесь начинается проблема. Сегодня все просят хотя бы некую рекомендательную пояснительную записку. Сейчас в Таможенном кодексе сказано, что это все идет на усмотрение инспектора. То есть, нам, как брокерам, как бы все равно, чем больше [товаров], тем лучше. Но если таможенник говорит, что нет, то мы и не сможем. Сейчас все хотят иметь какую-то пояснительную записку на этот счет. По идее есть такое выражение, что «покупали все дюжинами». Дюжина пар, дюжина сорочек и так далее. Поэтому если хоть когда-нибудь кто-нибудь в таможенных органах согласится на эту пояснительную записку, то мы прямо задышим легко-легко», — считает представитель «Автотрансгаранта» Борис Куклин.

В таможне поясняют, что при норме 1000 евро и 31 кг в адрес физического лица продавец имеет право однократно отправить такую посылку. Другими словами, при отправке будут смотреть на частоту отправлений одному и тому же адресату.

«В эксперименте есть понятие коммерческая партия и товары для личного пользования. На калининградской таможне работают инспекторы, которые это определяют. Это точно так же, как вы едете через границу, у вас спросят: для каких целей вы везете товар, для личного или коммерческого пользования? И вы должны подтвердить, что везете товар для себя. Если это будет неоднократно и часто, то уже совершенно очевидно возникнет вопрос, что это товар не личного характера», — комментируют таможенники.

По их словам, чтобы груз уж точно пропустили в рамках эксперимента, лучше отправлять его в адрес разных физических лиц.

Миграция складов

Сенатор от Калининграда Александр Шендерюк-Жидков ранее предполагал, что эксперимент по безпошлинной торговле может стать альтернативой прибалтийским бондовым складам.

«Долгие годы наши соседи-прибалты развивали, так называемые, бондовые склады: со всего мира свозились товары в Прибалтику, чтобы они потом поехали в Российскую Федерацию. Мы, наконец, предложили этому альтернативу. У калининградцев появилась возможность перехватить этот бизнес у прибалтов и создать здесь особую логистическую инфраструктуру, которая будет работать на всю страну», — говорил он.

Пока же, спустя полгода после начала эксперимента приходится признать, что основные объемы еще идут на склады в Прибалтику. Как только в России запретят их маркировку, в Калининграде появится больший объем. Но сейчас не используются в полной мере даже складские площади, отведенные под это в регионе ранее, считает Куклин.

«У нас изначально для ведения нормального адекватного бизнеса, связанного с транзитом, наблюдается нехватка складов. У нас интернет-торговля есть, но, для понимания: в Калининграде стоимость склада, как в Москве. При этом мы считаемся довольно глухим регионом. Поэтому, когда мы начинали работать в регионе с алкогольной маркировкой, а потом с маркировкой «Честного знака», подсчитывалось необходимое количество складов, которые нужно построить. Когда определяли потребность, предполагалось, что транспортная доступность Калининграда будет обеспечена тем, что эксперимент будет проходить только в Калининграде. И алкоголь должен был идти только через Калининград», — говорит Куклин.

Но изменения внешнеполитические внесли коррективы и в экономические планы.

«У нас сейчас товаропоток очень упал, площадки-склады временного хранения (СХВ) пустые. В принципе, это показатель нашей внешнеэкономической деятельности зарубежной. Она довольно сильно отмерла. То есть у нас пропали автомобильный маршрут, автомобильный транзит, мы просели сильно. Из-за этого мы потеряли эксклюзивность алкоголя по регионам, и его отдали Смоленску, отдали в Подмосковье, отдали Санкт-Петербургу и так далее.

То есть, идея-то была такая: мы получаем много товара в Калининграде, и машины идут пустыми обратно. Как только мы начнем завозить алкоголь через Калининград, то он обратно пойдет этими же машинами в Россию. У нас появляются рабочие места, и поток идет через Калининград. В регионе начинают работать тысячи людей, у нас автотранспортных средств, по предварительным расчетам, должно было стать на две тысячи машин больше. <...> Потом должна была подключиться интернет-торговля к этой же ситуации. Мы могли из Европы завозить товары, создавать склады, получать из Китая контейнерами товары, размещать на своих складах, продавать в свободной торговле, и через интернет- склады отправлять на территорию России. В этом была задумка. Но внешние коррективы были внесены, и склады не заработали», — объясняет он.

Готовность к объемам

По оценкам таможенной службы, с начала года объем грузов в рамках эксперимента увеличился на 30%. К большим объемам готов логистический партнер пилотного проекта — «Почта России», заверяет глава УФПС Калининградской области Сергей Аронов. Сегодня почтовое сообщение из Калининграда идет регулярно три раза в неделю, в будущем его планируют увеличить до четырех раз.

Чтобы эксперимент заработал на полную мощность, региональным властям нужно заранее убедить потенциальных клиентов, что он и дальше будет работать на постоянной основе в виде закона, считают участники «пилота». Но главное: при полной загрузке региону прежде всего понадобятся дополнительные склады. По предварительным подсчетам, для покрытия всех нужд в случае маркировки здесь товаров при переносе бондовых складов от прибалтийских соседей потребуется построить еще 300-350 тысяч квадратных метров складских помещений.

«Пилот» был запущен 1 июля 2023 года и продлится до 30 июня 2025 года. Закон об этом в начале прошлого года был принят Советом Федерации и подписан президентом.

Кстати, как ранее писал РБК Калининград, местные товары при отправке физическим лицам в большую Россию больше не досматривают дважды, как это было раньше. С 1 февраля в рамках эксперимента по упрощенной электронной торговле в Калининградской области начали действовать изменения. Теперь посылки пломбируются, и это позволяет существенно сократить сроки проведения таможенных операций при доставке товара до получателя.

РБК