Как упорядочить перевозку грузов?
Российские таможенники предложили югоосетинским проработать вопрос упорядочения поставок, чтобы избежать дальнейших проблем при ввозе продуктов питания из России в Южную Осетию. Этот вопрос обсуждался накануне на совместном совещании российских и югоосетинских таможенников в Цхинвале. Эксперты воспринимают указанные рекомендации со скепсисом и указывают, что они звучат не впервые.
Югоосетинские предприниматели, отоваривающиеся на оптовых рынках Северного Кавказа, не могут выполнить обязательное требование российской таможни – предъявить сертификаты на грузы, так как сертификаты производители товаров выдают на оптовые партии, которые неуместны на крохотном рынке Южной Осетии.
Вчера в Цхинвале представители Государственного таможенного комитета Южной Осетии и Федеральной таможенной службы России провели семинар-совещание, в ходе которого попытались найти решение этой проблемы.
И.о. первого заместителя руководителя североосетинского таможенного управления Сергей Троцко предложил консолидацию грузовых поставок – создание хотя бы одного юридического лица на территории России, которое займется консолидацией, то есть организует оптовые поставки продуктов. По словам генерального директора логистического центра «ТИС» во Владикавказе Вахтанга Джигкаева, об инициативе Троцко слишком мало информации, чтобы составить мнение. Это лишь высказанная в общих чертах идея, некое направление, в котором предлагается решить проблему, говорит Вахтанг Джигкаев:
«Всегда в таких вещах дьявол кроется в деталях, тут важно, как на практике это будет осуществляться. Но несомненный плюс выступления Троцко – по крайней мере, сделана попытка создать схему перевозки грузов через границу внятной, прозрачной и легко управляемой, что самое главное».
Но есть у этой идеи, говорит Вахтанг Джигкаев, и очевидные минусы. Минус, прежде всего, в том, что эта схема очень похожа на монополию. Т.е. будет единственная фирма, которая может осуществлять перевозки на основании эксклюзивного договора с таможней. Это подразумевает, что никто другой не сможет осуществлять перевозки или не сможет осуществлять их на таких же условиях. Говорит Вахтанг Джигкаев:
«Тут два варианта. Первый – эта компания начнет осуществлять оптовые поставки продуктов питания за свой счет и станет единственным поставщиком продуктов на рынок Южной Осетии. Соответственно, все предприниматели, которые сейчас самостоятельно завозят продукты, будут вынуждены отовариваться у этого монополиста. Второй – эта компания сама не покупает, а осуществляет только транспортные услуги. В этом случае она может оказаться монополистом транспортных услуг. И в том и в другом случае это означает, что монополист может задирать цены как угодно, играть ими, и ничего вы с этим не сделаете. Это что-то вроде «МегаФона-Южная Осетия» может появиться на нашем рынке. По крайней мере, очень на это похоже».
По мнению Вахтанга Джигкаева, скорее всего, речь идет о создании логистического терминала. Это такая большая база, где могут работать электрокары. Минимум пять видов складов временного хранения для различных категорий товаров, в т.ч. холодильников. Грубо говоря, привезли десять предпринимателей по тонне яблок, у них приняли груз и провели консолидацию, т.е. сформировали одну десятитонную партию, там же в терминале оформили полный пакет документов, в том числе и таможенных, по принципу одного окна. Создание такого терминала – дорогое удовольствие, говорит Вахтанг Джигкаев:
«Если строить терминал хотя бы в пять-десять тысяч квадратных метров, то это уже расходы в сотни миллионов рублей. Но югоосетинский рынок – маленький, отсюда вопрос: как долго этот терминал будет окупаться? Если откроется транзит через Южную Осетию, то, безусловно, игра стоит свеч. А если транзит не откроется, то тут уже надо считать. И я опасаюсь, как бы в погоне за окупаемостью компания не начала задирать цены».
В целом, по мнению Вахтанга, это не единственный из возможных вариантов решения проблемы и, что очевидно, – не самый удачный. Эксперт убежден: чтобы решить проблему, нужно добиваться облегчения правил пересечения границы, максимального снятия формальностей, а не создания дополнительных механизмов по их соблюдению.