22.09.08

Как доят перевозчиков

О том, как таможенники на латвийско-российской границе выжимают из водителей деньги, почему это происходит и почему с этим так трудно бороться, на правах анонимности поведал представитель одной компании-перевозчика.

Кирилл РЕЗНИК-МАРТОВ

Таможня не дает добро

Мне приходилось много сталкиваться с российским таможенным законодательством, поскольку наш основной рынок — РФ, — начал рассказ собеседник . — Наверное, ни в одной стране мира нет более запутанной и непонятной нормативной базы: акты, подзаконные акты, распоряжения, правила и так далее. Уследить за всем этим почти невозможно. И могу совершенно четко сказать: ни на одном погранпереходе таможенники не знают толком российского таможенного законодательства".

Вот конкретный пример. Приезжает водитель на границу, в машине почта. Таможенник говорит: "Пиши код". Водитель: "Какой код? Это же почта. Нет кода". Таможенник: "Как это кода нет? Я же должен выписать декларацию на растаможку. Код должен быть". Водитель: "Ну, тогда говори мне, какой код". Таможенник: "Я тебя сейчас вообще назад отправлю". Водитель: "Да на здоровье. Сейчас позвоню на московский главпочтамт и скажу, что почты не будет, потому что вы не знаете, как ее оформлять". Таможенник: "Ладно, сейчас сам найду". Находит в своей базе позицию "почтовый конверт". Вот, говорит, пиши код. Водитель: "У меня же там еще бандероли, посылки и так далее!" Таможенник: "Сказал тебе пиши — значит пиши". Ну, тот написал, поехал дальше. Но ведь понятно, что это бред, потому что почтовые конверты по коду ввозятся пустые — без писем.

По настроению

"В свое время пытались ввести единые правила прохождения границы, но эта инициатива где-то затерялась. И теперь все происходит по настроению: хотят — требуют одно, хотят — другое, — говорит он. — Я же вижу — многие мои машины возят одни и те же грузы, и всякий раз на границе — новый сюрприз".

Недавно издали еще одно постановление — перечень на 20 с лишним листах товаров двойного применения, запрещенных к ввозу в Россию. Вот везу, допустим, химию. Но ее можно в мирных целях использовать, а можно яд какой-нибудь сделать. Откуда мне, а тем более водителю, это знать?

Водитель с феноменальной памятью

— А в документе никаких специальных разъяснений не дается, и в любой момент на границе нам могут сказать: "О, ребята, да вы же хотите Москву отравить!" А мы ничего не хотим, мы просто везем. Но по российскому законодательству если ты взял товар на борт, то должен за него отвечать и должен знать, что у тебя там загружено, — продолжает предприниматель.

— Самое страшное, когда везешь сложный груз, со многими кодировками. Мы, например, иногда возим инвентарь для турбаз, в том числе и дорогих. Там могут быть весла для лодок, рыболовные принадлежности, подушки, мини-бары. В одной машине может находиться 40-50 наименований товаров и, соответственно, кодов.

Есть полутарогодичной или двухгодичной давности приказ: водитель, приезжая на границу, должен сказать, где и что у него лежит. Представьте: машину загрузили в Германии, закидали все: тут ящики, там ящики — сплошные ящики. Даже если за водителем будут ходить 13 немцев и объяснять: вот здесь лежат одеяла, а здесь — рыболовные крючки, здесь — насосы для резиновых лодок, он не сможет этого запомнить. Думаю, даже великому шахматисту это не под силу. Мы сейчас пытаемся добиваться от водителей, чтобы они запоминали расположение товара. И все равно: вот он приезжает на границу. Таможенник: "О, а у тебя сборник. Ну-ка скажи, что в этом ящике лежит?" Тот начинает вспоминать, достает свои записки. "А почему не по-русски написано?" — спрашивает таможенник. "Ну, у меня по-английски написано", — отвечает водитель. "На английском не годится, на русском надо". И так далее.

Все на рентген

Теперь россияне придумали новую страшилку: рентген. Сама процедура просветки занимает 5-10 минут. Но оборудование часто якобы ломается. В итоге четыре машины на этот просвет могут простоять сутки. У водителя, который через это пару раз прошел, при упоминании рентгена уже щелкает: сутки стоять. Зачем? Я за это время до Москвы или до Питера доеду. А сколько стоит, чтоб без просвета? Столько-то. Хорошо, договорились. То есть рентген стал способом для выжимания денег из водителей.

Даже если зацепиться толком не за что, будут давить до последнего. "Вот, у тебя написано, что везешь пластмассу, а мы видим, там что-то поблескивает металлическое", — говорит таможенник после рентгена, которого водитель ждал сутки. "Знаешь, будем делать досмотр". Раньше досмотр был не в моде, потому что он делался за счет таможни. Теперь же все оплачивает перевозчик. Разгрузка-загрузка обходится в 200-400 евро. Водитель мне звонит: "Мне сейчас досмотр будут делать". Моя реакция: "Деньги есть? Иди, договаривайся". 100 евро — досмотра нет.

"Зеленый коридор" есть, но он платный

Сейчас в Терехово уже несколько месяцев идет эксперимент — так называемый зеленый коридор. Заключается эксперимент в том, что из цепочки "водитель — таможенник" убрали Ростэк — государственное предприятие, работники которого на границе составляли электронные декларации.

Как это происходило до сих пор? Приезжает водитель. Таможенник отправляет его с документами в этот Ростэк. Водитель их отдает, куда велено, и четыре часа ждет. Потом уже начинается беготня — в Фитосанитарную инспекцию, в Транспортную инспекцию и так далее. Каждая, разумеется, что-то с этого имеет. Например, за пломбу стандартная ставка — 500 рублей, не хочешь других проблем — добавь еще 1000. В среднем от 1000 до 5000 рублей за одно пересечение границы в зависимости от сложности груза. Я всех своих водителей заставляю фиксировать, где сколько с него содрали. По-другому никак, потому что там творится беспредел.

И сейчас ничего не поменялось. Не хочешь платить — тебя могут просто развернуть, и это значит, что машина должна ехать в Ригу на перетаможку. Даже если у тебя простой груз с одним кодом и придраться не к чему, тебя все равно могут послать на досмотр — чтобы выжать денег опять же. Потому что досмотр — это несколько сотен евро. "Ты сначала на рентген у меня поедешь, а потом будем досматривать". Водитель: "А как по "зеленому коридору"-то пройти?" — "500 рублей — пройдешь". То есть этот "зеленый коридор" есть, но он — платный. И особо возмущаться мы не можем, потому что нередко вынуждены выступать посредниками в "серых схемах" — возить грузы с заниженной стоимостью.

Чем меньше, тем лучше

Почему вообще возникла эта система с занижением стоимости грузов? В свое время в России появился институт брокеров. Брокер — это посредник между таможней и клиентом. Он нужен, чтобы клиент не "увязал" в вопросах растаможивания, правил и процедур.

Так вот, есть заказчик. Ему нужно доставить, скажем, из Бремена такие-то товары. Он находит брокера. Тот называет цену: на налоги — столько, на транспортные услуги — столько, и какие-то еще статьи расходов. Теперь этот брокер смотрит: груз стоит 100 тысяч евро. С них надо заплатить 20% таможенной пошлины и 18% НДС, плюс транспортной фирме, плюс текущие расходы и так далее.

Но есть ведь разница — заплатить со 100 тысяч или с 10 тысяч. В общем, чем больше удастся занизить стоимость, тем больше останется ему. Клиенту выставляется счет исходя из нормальной стоимости груза. А в Риге, скажем, сидит подставная фирма-посредник. Она как бы (на бумаге) покупает этот груз у поставщика за те же 100 тысяч. А затем как бы перепродает его брокеру за 10 тысяч, о чем свидетельствует соответствующий инвойс — его брокер уже согласовал с таможенником на складе, к которому он приписан, и прислал своему посреднику по электронной почте, остается только напечатать.

В России сейчас пытаются эту систему сломать. Но в Федеральной таможенной службе (ФТС) дефицит кадров. Они обещают, что уже к середине следующего года всех брокеров уберут, а растаможку перенесут со складов внутри территории на границу. Но если в Москве и Питере все это не могли нормально контролировать, то что получится на границе?

Хочешь жить — умей вертеться

Для нас это означает большие проблемы. Потому что мы работаем с Россией в основном по двусторонним дозволам. Не получив так называемых разрешений третьих стран, мы нарушаем закон с третьей стороны. Двусторонних на всю Латвию — 43 тысячи, трехсторонних — только три. Но чисто латвийских грузов на самом деле мало, в основном они идут из Европы. Допустим, мы загружаем машину в Германии, привозим в Ригу, тут перегружаем, переделываем документы — мол, из Германии пришла машина, разгрузилась здесь на терминале, и я здесь забрал товар. Соответственно я могу его везти по двустороннему разрешению.

И вот идут такие игры. Там же таможенники тоже понимают, что 80% грузов у них идет по заниженной стоимости, и значительная их часть — из третьих стран.

Из-за нехватки трехсторонних дозволов (да и двусторонних очень мало) мы вынуждены крутиться. А когда мы "крутимся", мы попадаем под волшебное обаяние брокеров: "Ребята, вы ж хотите везти груз через Латвию. Вот мы в Латвии вам все и поменяем. Вы TIR здесь свой откроете. Было 100 тысяч, мы вам инвойс дадим на 10 тысяч. Пишите, что вы загрузились здесь, мы за вас". Ну и понятно, что когда мы приезжаем на границу, мы уже сидим во всем этом г..не, и здесь я уже права качать не могу. А по-другому нет вообще никакой возможности работать, или мне надо просто остановить весь бизнес. Хотя в идеале я хочу работать с "белыми грузами".

Брокеры сломали рынок

Беда нашего рынка — в том, что очень много сюда пришло российских фирм. Фактически это брокеры, которые закупили свой транспорт, посадили здесь своих людей и перекупали нормальных водителей. Расходов на всю транспортную составляющую они просто не считали, потому что зарабатывали сумасшедшие деньги на другом — на занижении стоимости грузов. Допустим, в Германии машина загрузилась на 100 тысяч, здесь переоформилась на 15 тысяч евро, вплоть до замены кодов. Водитель доезжает до границы, но в очередь не становится. Стоит, ждет. С российской стороны на погранпереход приезжает "свой" человек, находит "своего" же человека в таможне и договаривается, что сейчас с латвийской стороны пойдут пять машин. Небезвозмездно, конечно.

Сейчас эти "окна" стараются прикрыть. В ФТС ввели, например, сложную ротацию, чтобы было труднее вычислить день, когда работает "свой" таможенник. Водители, бывает, неделями стоят в отстойниках, ожидая отмашки. И понимают, что эта лавочка скоро совсем накроется. Но рынок уже испорчен, и пройдет в лучшем случае несколько лет, прежде чем он придет в норму.

Почему не хватает дозволов?

Юлийс ВАЙТУЖИС, замдиректора департамента автосообщения Министерства сообщения:

— В свое время у нас с Россией действовали универсальные разрешения, по которым можно было как осуществлять перевозки из Латвии в РФ и обратно, так и возить грузы из третьих стран. Но года четыре назад Россия, желая защитить свой рынок, решила, что нужно разделить двусторонние перевозки и перевозки из третьих стран. Причем последних будет становиться все меньше. Если же говорить о количестве двусторонних дозволов, то оно увеличено на 5 тысяч — до 48 тысяч. Это количество определяется по принципу паритета: сколько раз наши въезжают в РФ, столько раз и их перевозчики должны въехать к нам. Но в реальности наши едут в Россию намного чаще, чем те — в Латвию. Единственный нормальный выход из этой ситуации — либерализация рынка перевозок.

Спрашивал Кирилл РЕЗНИК-МАРТОВ

P.S. Получить комментарий от Федеральной таможенной службы РФ нам так и не удалось. Сначала там ссылались на занятость, потом — на то, что не получен факс, потом сотрудников не устроила информация от анонимного источника. В итоге нам пообещали дать ответ к концу этой недели. Если редакция его получит — обязательно опубликует.

Бизнес&балтия