14.05.15

Информационные технологии оптимизируют работу таможенных органов в морских портах

Эксперимент по сокращению сроков нахождения товаров в морских портах проводится с января 2014 года в регионе деятельности двух таможенных постов, администрирующих крупнейшие морские порты Дальнего Востока - порт Восточный и порт Владивосток. Эксперимент предусматривает совершенствование технологии осуществления таможенных операций и повышение эффективности проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска.

Различные варианты упрощения таможенных операций, связанных с прибытием товаров, их помещением на временное хранение и выдачей из мест временного хранения, а также упрощения порядка документооборота в части выдачи транспортных документов (коносаментов) перевозчиком в экспериментальном порядке отрабатывались в морском порту Восточный на территории морского терминала ООО «Восточная стивидорная компания» (ООО «ВСК») с начала 2013 года.

Реализованные мероприятия по итогам 2013-2014 годов позволили сократить срок нахождения товаров на территориях морских портов. К ним относятся:

- реализация мероприятий по сокращению операций проводимых таможенными органами (отмена проставления таможенным органом штампа «Груз таможенный» на коносаментах; введение проставления штампа о принятии товаров лицом, осуществляющим временное хранение в зонах таможенного контроля, только на декларации о грузе, а не на всех коносаментах; введение информирования терминала о необходимости выставления контейнеров для проведения таможенного осмотра с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса и радиационного контроля до прибытия судна в порт на основании предварительной информации, предоставляемой перевозчиками);

- создание и согласование со всеми участниками взаимодействия в морских портах Восточный и Владивосток Единых технологических процессов обработки контейнеров в портах;

- внедрение электронного взаимодействия между морскими терминалами во Владивостокском и Восточном портах для передачи отчетности по товарам, находящимся на временном хранении, а также для получения морскими терминалами в электронном виде от таможенных органов информации о выпуске товаров;

- выработка предложений по взаимодействию всех государственных контролирующих органов и всех заинтересованных лиц, осуществляющих деятельность в порту, которые легли в основу функциональных требований к прототипу портала «Морской порт», обеспечивающего представление в таможенные органы предварительной информации о товарах, ввозимых морским транспортом.

Результатом проведенных мероприятий явилось сокращение сроков нахождения контейнеров в Морских портах Восточный и Владивосток. Так, общий срок нахождения контейнеров в порту Восточный с момента прибытия и до вывоза из порта сократился с 15 дней в 2013 году до 10 дней в 2014, по порту Владивосток с 19 дней в 2013 году до 13 дней в 2014 году.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 739-р установлен контрольный показатель «Срок нахождения товара в морском порту, за исключением хранения», призванный оценить эффективность реализации плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах. На 2014 год данный показатель составлял 8 суток, на 2015 год – 6 суток.

По итогам 2014 года контрольный показатель в порту Восточный составлял 5,7 суток, в порту Владивосток – 7,8 суток.

Мероприятия по сокращению сроков нахождения товаров в контейнерах в морских портах Восточный и Владивосток продолжают проводиться и в 2015 году.

В настоящее время 82% времени нахождения товаров в морском порту Восточный и 76% времени нахождения товаров в морском порту Владивосток приходятся на этапы до декларирования (до подачи таможенной декларации) и после выпуска товаров таможенным органом.

В связи чем, одним из основных направлений по сокращению сроков нахождения товаров в портах выбрано развитие технологии предварительного таможенного декларирования, позволяющей исключить этап временного хранения товаров и осуществлять таможенным органам выпуск товаров непосредственно после их прибытия (в случаях отсутствия необходимости проведения фактического таможенного контроля).

В целях широкомасштабного применения технологии Дальневосточным таможенным управлением разрабатывается алгоритм, предусматривающий на уровне управления автоматическое выявление фактов прибытия контейнеров с товарами, в отношении которых зарегистрирована предварительная таможенная декларация, и информирование о данных фактах должностных лиц отделов таможенного оформления совершающих таможенные операции по выпуску данных товаров.

Первые итоги внедрения разрабатываемого алгоритма будут подведены уже в августе текущего года.

Пресс-служба ДВТУ