Импортный алкоголь не проходит по конкурсу
Поставки иностранного алкоголя в Россию могут остановиться уже в ближайшее время. Импортеры столкнулись с острым дефицитом акцизных марок старого образца, в то время как новые не напечатаны из-за того, что до сих пор не проведен конкурс на выбор подрядчика. Сложности с маркировкой импортного алкоголя могут сорвать поставщикам высокий сезон в конце года, который обеспечивает компаниям до половины их продаж, и, как следствие, снизить поступления в бюджет. Импортеры, оценивающие ситуацию как критическую, готовят обращение к первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
В настоящее время завершается выдача импортерам алкоголя акцизных марок старого образца, а по ряду номенклатурных позиций она уже прекращена в связи с отсутствием запасов на складе Центральной акцизной таможни, рассказал "Ъ" федеральный чиновник и подтвердили участники рынка. При этом выдача марок нового образца не производится, констатируют собеседники "Ъ". В Федеральной таможенной службе (ФТС), отвечающей за выдачу марок на импортный алкоголь, не ответили на запрос "Ъ".
По данным Союза импортеров алкогольной продукции (СИАП), проблемы с получением акцизных марок уже повлекли приостановку или резкое снижение ввоза алкоголя отдельными компаниями. СИАП называет сложившуюся ситуацию критической и готовит в связи с этим обращение к первому вице-премьеру Игорю Шувалову, рассказал председатель правления организации Валерий Филатов. Дело в том, поясняет он, что после реорганизации ФГУП "Гознак" в акционерное общество, завершившейся в мае 2016 года, а также в связи с изменением требований к маркировке алкогольной продукции, ФТС по закону о контрактной системе в сфере госзакупок должна была провести тендер на выбор подрядчика для производства акцизных марок нового образца. Однако конкурс до сих пор даже не объявлен. "Проведение тендера, разработка, заказ, производство и поставка акцизных марок могут занять несколько месяцев",— продолжает господин Филатов, напоминая, что новые марки должны были выдаваться уже с 1 июля.
Сложности с получением марок, в том числе старого образца, возникли у компании Bacardi, сообщил ее представитель. О проблеме знает и президент Simple Group Максим Каширин. По его словам, компания успела запастись марками, стоками и пока не испытывает сложностей, но если марки не появятся до сентября, то последствия будут очень болезненными.
Один из участников рынка прогнозирует, что часть ходового импортного алкоголя может закончиться уже к концу июля, и если не решить проблему до конца следующего месяца, импортеры рискуют пропустить высокий сезон в октябре--декабре. "Последние три месяца года обычно приносят около 50% продаж",— отмечает он. Собеседник "Ъ" объясняет, что между получением марок и прибытием продукции в страну проходит около трех месяцев, которые необходимы на размещение заказа, выпуск и доставку напитков, то есть чтобы успеть хотя бы к ноябрю, получить марки необходимо не позже начала августа.
В прошлом году правительство уже продлевало сроки реализации алкоголя, маркированного акцизами старого образца, до 1 сентября 2016 года. В середине июня Минфин сообщил о разработке поправок к постановлению правительства и продлении сроков реализации алкоголя со старыми марками до 1 сентября 2017 года. Для бюджета данная ситуация означает уменьшение поступлений налогов и таможенных сборов от импорта и реализации алкогольной продукции, признает источник "Ъ" в правительстве. В СИАП считают, что для оперативного разрешения сложившейся ситуации правительство могло бы продлить выдачу акцизных марок старого образца и разрешить на переходный период заключение контракта с "Гознаком" без конкурса, так как он является фактически безальтернативным производителем.
Ритейлеры пока не ощутили проблем с поступлением товара. "Поставки осуществляются в соответствии с графиком",— заявили в пресс-службе X5 Retail Group. "Запасы продукции позволят обеспечить представленность алкогольного ассортимента на полках в том числе на период, пока партнеры будут получать марку с усиленной защитой, которая была разработана в апреле текущего года",— говорят в ГК "Дикси".
Наиболее зависимыми от импорта являются средний и выше ценовые сегменты, отмечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его данным, рынки виски, рома, джина и абсента зависят от заграничных поставок почти на 100%, вермута — на 35%, вина — на 20%, коньяка — на 15%. Как ранее сообщал "Ъ", в прошлом году из-за девальвации рубля и спада покупательской способности объемы ввозимого алкоголя стали снижаться: поставки виски упали на 22,3%, рома — на 35%, текилы — на 23,1%, тихих вин — на 32,6%, игристых — на 33,7%.