Импортеры оптимизма
Ввоз автомобилей в Россию резко сократился после введения утилизационных пошлин, заметила Pricewaterhouse-Coopers (PwC). Дилеры говорят, что дело не в пошлинах — просто рынок был затоварен из-за чересчур оптимистичных прогнозов спроса
В сентябре — ноябре, после введения утилизационного сбора, импорт автомобилей юридическими лицами в Россию значительно снизился, указано в презентации партнера PwC Стенли Рута, посвященной предварительным итогам развития российского автомобильного рынка в 2012 г.
Утилизационный сбор на импортные автомобили был введен в странах Таможенного союза с 1 сентября, чтобы, как признавали чиновники, компенсировать снижение импортных пошлин после присоединения России к ВТО.
Данные таможенной статистики, которые приводит PwC, говорят о том, что ввоз новых и подержанных автомобилей снизился осенью и по сравнению с августом этого года, и по сравнению с осенними месяцами прошлого. Так, в августе было ввезено более 132000 легковых автомобилей, а в сентябре — только 68800 (на 48% меньше, чем в августе), в октябре — 89800 (на 32% меньше, чем в августе). Ввоз грузовиков в августе составил 16700 штук, в сентябре — почти в 4 раза меньше, 4200 штук, а в октябре — почти в 2 раза меньше, 8800 единиц. В итоге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за сентябрь — октябрь было импортировано на 16% меньше легковых автомобилей и на 30% меньше грузовиков. Примерно 98% импорта пришлось на автомобили в возрасте до трех лет, отмечают в PwC.
Снижения спроса на импортные новые автомобили не произошло, поэтому в сентябре — октябре объемы их ввоза не должны были значительно измениться, считает председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса и президент Mazda Motor Rus Йорг Шрайбер. Хотя, отмечает он, некоторые импортеры, зная о введении утилизационных пошлин, могли завезти максимальный объем автомобилей до сентября. Что импортеры грузовиков постарались ввезти машины до введения утилизационного сбора, говорил недавно «Ведомостям» и гендиректор «Скания-Русь» Ханс Тарделль.
Таможенная статистика это подтверждает. За три летних месяца ввоз легковушек вырос к аналогичному периоду прошлого года на 40% до 332100 штук, пик ввоза пришелся на август, когда импорт вырос почти
в 2 раза.
Импортеры действительно ввезли летом в Россию большой объем легковых автомобилей и заполнили склады, соглашаются президент дилера «Фаворит моторс» Владимир Попов и гендиректор PSB Consulting Group Олег Мосеев, но причина вовсе не в утилизационном сборе. Весной спрос на автомобили резко вырос и лишних машин было не найти, вспоминают они, тогда воодушевленные импортеры резко увеличили объем заказов, но к середине лета все поняли, что несколько переоценили рынок. Весной эксперты полагали, что объем продаж достигнет 3 млн машин, но теперь речь, видимо, идет о 2,85 млн штук, указывает Попов. Спад импорта осенью связан как раз с этой переоценкой и последующей коррекцией, настаивают Попов и Мосеев. Поэтому, в частности, дилеры в этом году начали распродажи не как обычно в декабре, а в сентябре, указывает Мосеев. По его словам, запас будет окончательно распродан в феврале, Попов полагает, что к концу этого года. Оба предупреждают о росте цен на автомобили со следующего года. По сведениям Попова, цена массовых моделей вырастет на 2,7-5%, в повышение будет заложен и утилизационный сбор.
Опрошенные «Ведомостями» производители не стали комментировать возможность повышения цен со следующего года. Также никто из них не признался в переоценке рынка или заблаговременном завозе машин из-за введения утилизационной пошлины. Представитель «Тойота мотор» заявил, что компания всегда осторожно подходит к планированию и практически никогда не имеет остатков на складах. Представитель «Ниссан мотор рус» полагает, что снижение импорта объясняется многими факторами, в том числе замедлением рынка осенью. Представитель Renault сослался на то, что у компании очень небольшие объемы импорта в России, основная часть машин собирается внутри страны.
Ведомости