Импорт продуктов упал втрое
Темпы продовольственного импортозамещения в России замедляются из-за падения в стране платежеспособного спроса на продукты питания. Из-за этого сокращается импорт продуктов из "несанкционных" стран. Таковы оценки исследования Центра международной торговли динамики импорта и потребления продовольствия в России за период со времени введения ответных сельхозимпортных мер. Так, ввоз продуктов в РФ только за январь-май 2015 года сократился более чем втрое, в том числе из "подсанкционных" стран - почти втрое. Дело в том, что часть сельхозпродукции из этих стран ввозится в РФ через зарубежные территории США, Великобритании, Франции, Голландии, Испании (эти районы не включены в единую таможенную территорию США или Европейского союза). Потому и нет стопроцентного прекращения "подсанкционного" импорта.
В то же время на 60% упал импорт продуктов из других стран и территорий. Особенно мясных, рыбных, молокосодержащих изделий и овощей. Эта тенденция резко усилилась с декабря прошлого года. "Снижение импорта из стран, против которых не действуют санкции, произошло из-за сокращения потребления продовольствия и слабого курса рубля, вызвавшего подорожание продуктов. Прежде всего импортных", - отмечают авторы исследования. А реальное импортозамещение, по оценкам Центра международной торговли и Института торговой политики ВШЭ, наблюдается в производстве мяса домашней птицы (в январе-апреле 2015 года рост на 12,7%) и сыров (рост на 29,5%).
Ввиду падения внутрироссийского спроса трейдеры "частично переориентировались на более дешевые позиции: в физическом объеме импорт сократился на 35%, а в стоимостном - на 53%".
Однако дорожают практически все компоненты производства продовольствия, включая тарно-упаковочные материалы. "Сырье для производства полимерной упаковки для продуктов питания с декабря подорожало как минимум наполовину, - пояснил "РГБ" Денис Дикин, коммерческий директор ДПО "Пластик". - А эта динамика тоже включается в конечную цену продтоваров. В такой ситуации многие производители тары и упаковки вынуждены "сдерживать" свои программы по повышению качества и расширению ассортимента".
"Российская Бизнес-газета" №1003 (24)