23.01.24

Халяльный экспорт завоевывает арабские рынки

На днях первые российские инсулины получили сертификат на соответствие стандартам халяль ("все то, что разрешено и допустимо в исламе" - Википедия). Казалось бы, тема касается только диабетиков-мусульман. Но нет. Взрывной интерес СМИ к этому событию наглядно иллюстрирует общий тренд: сегодня весь мир стремится производить продукцию под маркой "халяль". А для России это не просто мода, но жизненная необходимость для выхода на новые арабские рынки.

После введения режима санкций российские производители пищевой продукции в значительной степени потеряли западные рынки, и в этих условиях фокус смещается на Восток, в сторону мусульманского мира. И это весьма прагматичный и перспективный выбор. На долю мусульман сегодня приходится до четверти населения планеты. Более 60% из них - молодые люди младше 30 лет, которые являются движущей силой спроса на халяльную продукцию. К 2050 году прирост численности мусульман оценивается на уровне 10%, ежегодный прирост их расходов на фоне высоких темпов повышения благосостояния - в 7-10%. В этой связи специалисты прогнозируют устойчивый рост потребности в продукции халяль.

Халяльный экспорт прогрессирует быстрее, чем экспорт сельхозпродукции в целом. По прогнозам Роскачества, к 2024 году объем экспорта российских халяльных товаров только в арабские государства достигнет $400 млн, а к концу десятилетия почти удвоится. Основными экспортируемыми халяльными товарами (более 90%) является птица и субпродукты. Кроме этого, Россия экспортирует халяльную кондитерскую и молочную продукцию.

На сегодняшний день в России действуют два национальных стандарта: ГОСТ Р 70401-2022 "Процессы производства пищевой продукции халяль. Общие требования к пищевой продукции халяль" и ГОСТ Р 70405-2022 "Продукция и услуги халяль. Общие термины и определения". При этом, было и есть множество зарегистрированных добровольных систем сертификации халяль, где орган по сертификации сам принимал решение, по каким категориям относить или не относить продукцию к халяльной. При этом, потребитель, читая на упаковке продукции маркировку "халяль", не должен сомневаться в том, что она действительно произведена по всем законам и является халяльной. Именно поэтому приказом от 2 октября 2017 года Министерства промышленности и торговли РФ Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии был создан специальный Проектный технический комитет по стандартизации "Продукция и услуги "халяль". Члены комитета активно включились в работу по созданию национальной системы стандартизации продуктов халяль. На 2024 год запланировано разработать восемь проектов национальных стандартов "халяль", в том числе по требованиям к органам по сертификации, порядку сертификации, гостиничным, туристским услугам и др.

В России работает уже целый ряд лабораторий, тестирующих продукцию на соответствие нормам халяль. Однако, только единицы из них полностью оснащены всем необходимым оборудованием для проведения исследований и испытаний. Например, аккредитованный в системе Росаккредитации испытательный центр "СЕРКОНС ЭКО", в который входят целых три лаборатории: лаборатория ПЦР-анализа, микробиологическая лаборатория и физико-химическая лаборатория. Все лаборатории центра обеспечены высокотехнологичным современным оборудованием. Например, лаборатория ПЦР-анализа проводит испытания на определение сырьевого состава в пищевых продуктах, сырье растительного, животного происхождения и кормах. В область аккредитации включена идентификация видоспецифичной ДНК свиньи, лошади, курицы, индейки, крупного рогатого скота, барана, кролика, плотоядных, сои, кукурузы и различных видов рыб.

"Действительно, арабский рынок уже давно вызывает интерес у наших отечественных производителей, поскольку это огромный потенциал для развития торгово-экономического сотрудничества между странами, большие возможности для реализации своих товаров, - говорит директор по развитию бизнеса ГК "Серконс" Анна Бачурина. - Мы видим большой спрос на халяль из России в сегменте молочной продукции, мяса, масел и хлебобулочных изделий, а также на мясо птицы, сыры, шоколадные и кондитерские изделия и косметические средства. Основные требования, предъявляемые к этим товарам, это то, что продукция должна быть халяль, то есть производиться со 100% соблюдением всех требований и иметь соответствующую маркировку".

Процесс сертификации продукции с "религиозным статусом" включает в себя следующие этапы: подача и рассмотрение заявки в органе по сертификации, проведение нескольких аудитов, включающих в себя оценку соответствия системы "халяль" требованиям сертификационного стандарта. После прохождения аудитов совет по сертификации принимает решение о выдаче сертификата. Срок его действия при прохождении промежуточных аудитов - три года.

Продукция, промаркированная знаком "халяль", должна иметь отличный состав от продукции без соответствующей маркировки. Сегодня активно развивается косметика халяль, поскольку кожа впитывает крем, женщины "съедают" помаду и блеск, нанесенные на губы. В косметических средствах производителей мусульманской косметики, имеющих сертификат халяль, гарантировано не содержатся ни спирт, ни продукты животного происхождения, ни сильнодействующие химикаты.

Бизнес оценивает сертификацию товаров по стандарту "халяль" как дополнительное преимущество для реализации, поскольку это гарантированная проверка качества. Как мы наблюдаем, подобные товары пользуются спросом не только среди мусульман.

"Все чаще к нам обращаются производители косметики, кондитерских и, конечно же, мясных товаров, - рассказывает Анна Бачурина. - Для мясной продукции важен не только конечный продукт, но и весь его путь с момента выращивания животного, его убоя, производственного процесса и заканчивая упаковкой. Что касается кондитерских изделий, в их составе однозначно не должно быть таких добавок как молочная сыворотка и белок, желатин (Е441), кармин (Е120), глицерин (Е422), ряд эмульгаторов (Е471-Е478) и, разумеется, не допускается содержание алкоголя. Председатель Комитета по стандарту "халяль" при ДУМ РТ Марат Низамов в одном из своих интервью рассказывал, что к ним обратился за сертификацией производитель конфет с названием, содержащим известный бренд алкоголя, - ему было отказано в сертификации, потому как важно, чтобы продукция соответствовала не только своему составу, но и самим названием.

Экспорт сельхозпродукции в мусульманские страны - довольно привычный для России путь экономического сотрудничества. Тот же Египет является одним из основных потребителей российского зерна. Халяльный акцент позволяет диверсифицировать экспорт, сделать его более качественным. А такие компании, как "СЕРКОНС ЭКО" и другие, стоящие на страже качества продукции, помогают отечественным производителям развивать это перспективное международное направление.

Российская газета