14.11.13

Грузоперевозки уходят в минус

В текущем году замедление темпов роста российской экономики отрицательно сказалось на абсолютных показателях рынка транспортных услуг. За девять месяцев 2013 года объем коммерческих перевозок, выполняемых всеми видами транспорта (кроме трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования), снизился почти на 3%. Несмотря на повышение дальности перевозок, зафиксировано сокращение грузооборота более чем на 2%. До конца года, учитывая почти нулевой рост промышленного производ­ства, вряд ли стоит ожидать существенного улучшения ситуации.

Внутренний рынок

Падение объемов грузоперевозок в 2013 году стало следствием стагнации промышленного и сельскохозяйственного производства на фоне вялого спроса на продукцию российских производителей на внешних рынках и снижения темпов роста импортных поставок.

По данным Минэкономразвития, в январе–сентябре 2013 года объем промышленного производства в стране вырос всего на 0,1%, выпуск продукции обрабатывающей промышленности сократился на 0,3%. Небольшое увеличение производства в сегменте топливно-энергетических ресурсов за счет роста добычи газа и нефти (на 0,8% по сравнению с соответствующим периодом 2012 года) не смогло переломить отрицательный тренд в формировании грузопотоков. К тому же ожидаемый эффект от снятия таможенных барьеров в связи со вступлением России в ВТО в значительной степени оказался снивелированным охлаждением мирового рынка и снижением темпов роста платеже­способного спроса внутри страны.

По оценке РБК.research, в 2013 году объем коммерческих перевозок грузов вряд ли превысит 2411 млн т (97,2% к уровню 2012 года), а грузооборот сократится на 2,1%, до 3059,7 млрд т·км. При этом сентябрьские оценки экономического ведомства относительно динамики роста ВВП и промышленности за весь 2013 год (соответственно на 1,8 и 0,7%) сейчас представляются слишком оптимистичными и, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения уже в ближайшее время.

Как и в прошлом году, основным драйвером внутреннего спроса на грузоперевозки остается строительная индустрия, что определяется высокой динамикой жилищного строительства, а также продолжением реализации масштабных инфраструктурных проектов с бюджетным финансированием (окончание проектов Олимпиады-2014 в Сочи и подготовка к чемпионату мира по футболу в 2018 году). При этом следует отметить, что рост объемов перевозок обеспечивается преимущественно автомобильным и речным транспортом при отрицательных показателях работы железнодорожного транспорта. С другой стороны, негативные ожидания потребителей, связанные с неустойчивой ситуацией на российском и мировом рынках, оказывают сдерживающее влияние на динамику производства и импорта автомобилей, а также потребительских непродовольственных товаров.

В январе–сентябре 2013 года наблюдалось сокращение объемов перевозок грузов на железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте. По данным Росморречфлота, перевозка внутренним водным транспортом увеличилась на 26,4% за счет наращивания объемов как сухих, так и наливных грузов. По грузообороту положительную динамику показали воздушный и внутренний водный транспорт – 1,6 и 3,2% соответственно.

По данным ОАО «РЖД», за девять месяцев 2013 года увеличилась погрузка на железную дорогу каменного угля (прежде всего за счет роста экспортных отправок), железной руды, химических и минеральных удобрений. Вместе с тем по таким грузам, как кокс, нефть и нефтепродукты, черные металлы, строительные грузы, химикаты, лесные грузы, промышленное сырье и формовочные материалы, а также руды цветных металлов, отмечалось снижение объемов перевозок. Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом остаются инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60–80%.

Третий год подряд отрицательную динамику демонстрирует морской транспорт. С учетом снижения тоннажа морского флота под российским флагом объем перевозок упал в 2012 году на 43% против 2011 года, при этом грузооборот снизился на 39%, в текущем году падение грузооборота может достичь 47%, а объем перевозок вряд ли превысит 56% уровня 2012 года. Среди основных причин сокращения показателей работы морского транспорта следует выделить в целом неблагоприятную конъюнктуру мирового фрахтового рынка, снижение количества договоров на перевозку грузов судами под флагом Россий­ской Федерации, передачу судов под иностранный флаг и рост перевозок судами под «удобным флагом» российских судоходных компаний.

При этом показатели работы большинства российских портов улучшились по сравнению с 2012 годом за счет наращивания объемов перевалки экспортных грузов. По данным Ассоциации морских торговых портов, их грузооборот в январе–сентябре 2013 года вырос на 3,8%, а по итогам года может достичь 587 млн т. Превышение объемов 2012 года отмечается прежде всего по наливным грузам (+6,8%), при этом перевалка сухогрузов сохраняется на уровне прошлого года. Динамично растет перевалка угля и минеральных удобрений на экспорт, что в значительной степени обеспечивается наращиванием портовых мощностей. Так, по данным Мин­транса, в 2013 году планируется рост мощности морских портов России на 54 млн т. Как и в прошлом году, наиболее высокие темпы роста демонстрируют морские порты Дальневосточного бассейна.

Исходя из показателей грузооборота и динамики тарифов в 2013 году темпы роста рынка транспортных услуг в текущих ценах снизятся до 3% (т.е. ниже уровня инфляции) по сравнению с 12% годом ранее. По оценке РБК.research, совокупный объем рынка достигнет 1,9 трлн руб. (59,1 млрд долл.). Наиболее высокие темпы роста ожидаются в сегментах перевозок грузов автомобильным и внутренним водным транспортом, доходы компаний, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом, вырастут в пределах 2–3%. В сегменте услуг по обработке грузов в портах и аэропортах рост оценивается в 4–5%.

Международные грузопотоки

По данным таможенной статистики, в 2012 году объем грузоперевозок в международном сообщении упал на 8,1% вследствие снижения спроса на товары российского экспорта и замедления темпов роста импорта. В 2013 году негативные тенденции в сегменте международных грузоперевозок продолжились. По данным Таможенного комитета, в январе–августе 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократился экспорт целого ряда важнейших товаров. Так, поставки черных металлов на внешние рынки упали на 8,8%, целлюлозы – на 9,5%, удобрений – на 5%, железной руды и концентратов – на 3,7%. Экспорт сырой нефти сократился на 2,5%, удобрений – на 6%. Увеличился вывоз из страны угля и нефтепродуктов.

Динамика импортного грузопотока оказалась ниже прогнозных показателей. Так, в январе–августе 2013 года Федеральная таможенная служба зарегистрировала снижение объемов импорта (в тоннах) каменного угля, нефтепродуктов, сахара-сырца, мяса и рыбы, легковых и грузовых автомобилей. При этом уверенный рост демонстрировал импорт стальных труб и черных металлов. Объем закупок на внешнем рынке стальных труб вырос на 19,2%, что связано с реализацией крупных энергетических проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.

Перспективы

Предлагаемый прогноз развития российского рынка транспортных услуг базируется на базовом варианте прогноза МЭР РФ (сентябрь 2013 года) с учетом последних тенденций развития рынка транспортно-логистических услуг, а также динамики грузооборота и роста тарифов на грузоперевозки.

В среднесрочной перспективе на железнодорожный транспорт усилится конкурентное давление со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта (ввод новых участков трубопроводов), прежде всего за нефть и нефтепродукты, продукцию горнодобывающих производств и строительные материалы, пищевую продукцию, сборные грузы.

Кроме того, еще одним вызовом для российских предприятий железнодорожного транспорта является создание единого экономического пространства (ЕЭП). Правительствами Белоруссии, Казахстана и России подписано соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, в рамках которого предусматривается выравнивание тарифов на перевозки грузов по железным дорогам государств – участников ЕЭП во всех видах сообщения.

Согласно расчетам РБК.research, сокращение грузовой базы железнодорожных перевозок в 2013 году и медленное ее восстановление в последующие два года отрицательно скажется на динамике грузооборота, несмотря на рост средней дальности перевозок в прогнозный период. Результатом станет незначительный рост грузооборота в 2015 году по сравнению с 2012 годом (на 2%), до 2271 млрд т·км. Объем коммерческих перевозок грузов в 2015 году составит всего 1271 млн т.

С учетом прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе РБК.research ожидает рост коммерческих перевозок грузов автомобильным транспортом в 2015 году на 5,0% к уровню 2012 года, до 1,8 млрд т, и грузооборота – на 12%, до 140 млрд т·км. Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта станут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).

Дальнейшее развитие портовых мощностей будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов. За счет роста перевалки нефти, зерна и угля объем перевалки грузов в морских портах России к 2015 году может составить 700 млн т (130,7% к уровню 2011 года).

По экспертным оценкам, в ближайшие годы положительная динамика показателей работы внутреннего водного транспорта сохранится благодаря дальнейшему развитию строительной отрасли и увеличению масштабов дорожного строительства, в том числе строительству и реконструкции спортивных объектов для проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу.

Алексей Кичатов,генеральный директор City Express

Особенность этого года – ухудшение ситуации на рынке автомобильных грузоперевозок. По данным Росстата, доля убыточных предприятий среди автоперевозчиков составляет более половины. Помимо ухудшения экономической ситуации в стране это объясняется рядом субъективных факторов, в частности очень высокой конкуренцией. Хотя, возможно, статистика не отражает реальной ситуации, поскольку среди автоперевозчиков распространена практика занижения реальной прибыли с целью снижения налогового бремени. Формирование Таможенного союза в целом положительно сказалось на отрасли. Однако конкуренция со стороны белорусских и казахских перевозчиков привела к тому, что российские потеряли часть рынка. Сыграл свою роль и рост стоимости топлива. Прогнозы на 2014 год умеренно оптимистичные. Если не будет нарастания экономического кризиса, падения на рынке грузоперевозок не произойдет. Во всяком случае, в авиационном и морском сегментах – точно. Но и рост вряд ли будет значительным. Ситуацию в сфере конкурирующих ж/д и автоперевозок прогнозировать сложнее.

Денис Мазурин, директор по развитию бизнеса «РЖД Логистика»

Одно из перспективных направлений, способных привлечь грузопотоки клиентов, – развитие железнодорожного транзита Азия – Европа – Азия. Объемы сухопутных транзитных перевозок в этих направлениях составляют менее 1% от общего объема грузопотоков из Азии в Европу и обратно. Основной путь по морю отличается низкой ценой, но и значительными, до 45 дней, сроками доставки, а также рисками, связанными с прохождением маршрута вблизи берегов таких стран, как Сомали. Все это наряду с планами развития Западного и Центрального Китая позволяет прогнозировать рост объемов железнодорожных транзитных перевозок с уровня в 50 тыс. ДФЭ за 2012 год до более чем 1 млн ДФЭ в 2020 году. Для осуществления такого мощного роста участникам и организаторам транзита потребуется повысить качество предлагаемого сервиса, снизить время доставки с сегодняшних 16–18 до 12–14 суток, принять меры для расшивки «узких» мест на транзитных маршрутах, гармонизировать законодательство и документооборот. Эти вопросы уже обсуждаются и решаются на всех уровнях в России, Казахстане и Белоруссии.

Игорь Молчаренко, руководитель отдела мультимодальных и проектных перевозок «ЛогЛаб»

На рынке грузоперевозок наблюдается тенденция повышения цен. За 2013 год ОАО «РЖД» планирует рост тарифов до 5,5%. В связи с судебными тяжбами между ФТС и АСМАП может подняться стоимость международных автоперевозок. В сегменте морских грузоперевозок происходит рекордный за всю историю мирового мореплавания рост цен. В июле морские линии анонсировали первое повышение – на 500 долл. за TEU (20-футовый контейнер). А в ноябре прогнозируется беспрецедентный скачок сразу на 1 тыс. долл. за TEU. Например, линия Cosco вырастет в стоимости сразу на 2 тыс. долл., CMA CGM – на 1,5 тыс. долл., OOCL – на 975 долл. за TEU. Более того, крупнейшие морские линии MAERSK, MSC и CMA-CGM с апреля 2013 года обсуждают возможность создания операционного альянса. В их планы входит выкуп менее крупных линий, что приведет к созданию мощнейшей монополии на рынке. Выход для логистических компаний – более плотная работа с партнерами и детальная проработка нестандартных схем перевозок, поиск умных решений по соотношению цена-сроки-сохранность.

РБК daily