Граница ещё не прозрачна
Белоруссия добивается свободного въезда транзитных грузовиков в Россию
Оформление единой таможенной территории Союзного государства России и Белоруссии должно быть завершено к 2010 году. Предусмотрена разработка единых правил таможенного оформления.
По словам заместителя председателя Государственного таможенного комитета Белоруссии Владимира Гошина, транзитные грузы, следующие через Белоруссию в Россию, пойдут быстрее, если на российской стороне расформируют так называемые пункты приёма таможенных уведомлений.
«Перед Новым годом очереди из грузовиков там достигали 7 – 10 км», – напомнил Владимир Гошин. С белорусской стороны границы таможенных постов нет, но с российской – в пунктах принятия уведомлений и на железнодорожных передаточных станциях – производятся таможенный контроль и оформление транзитных товаров.
«Пока не принят единый таможенный тариф. Различия в ставках пошлин указом президента Белоруссии недавно были сокращены до 5 – 7% из примерно 14 тыс. позиций. А если где-то ставки ниже – туда товар и устремляется, отчего вторая сторона несёт потери», – заявил белорусский таможенник. Он объявил также, что в ближайшее время белорусская делегация таможенного ведомства посетит Москву с рядом инициатив, чтобы найти компромисс, сообщила Белорусская ассоциация международных автоперевозчиков (БАМАП).
«Действительно, пока машины, следующие транзитом через Белоруссию, выстаивают на Смоленщине огромные очереди. Существует 20-минутный норматив, но не всегда возможно уложиться в него», – пояснил «Гудку» директор транспортного департамента международного перевозчика «Интеравтогрупп» Владимир Орлов.
По данным Федеральной таможенной службы России, на границе с Белоруссией в настоящее время действуют 17 пунктов приёма уведомлений. При этом, пояснил Владимир Орлов, эти пункты пропуска принадлежат коммерческим организациям, таким как «РосТЭК», взимающим плату с перевозчиков за хранение, разгрузку-погрузку и досмотр товаров на их территории.
Во-первых, каждая задержка груза на границе – это потеря времени, что уже плохо для перевозчика, и все перевозчики хотели бы избавиться от промежуточного досмотра. Во-вторых, добавил эксперт, по закону досмотры не должны проходить за счёт перевозчика. На деле же они производятся на территории коммерческих предприятий.
Эксперт заметил, что Белоруссия вводит свои пошлины, не согласуя их с Россией. «Конечно, всем удобнее будет оформлять документы на одной границе, чтобы далее груз шёл без задержек до места таможенной очистки. Тогда и скорость будет выше, и проблем меньше, и расходов меньше, и бумаг тоже меньше. Перевозчики только за – единые тарифы, единые требования и единые условия. Но сложности с их установлением будут, потому что мы с белорусами преследуем разные интересы», – отметил Владимир Орлов.
Илья Баскаков
«Гудок», 13.02.2008