Граница абсурда
Польско-украинские отношения развиваются прекрасно, а Варшава является стратегическим партнером Киева. Такие оценки можно услышать чуть ли не от всех польских дипломатов, активистов НУО и политиков, задействованных в сотрудничестве с Украиной. Если мерить качество украинско-польских отношений частотой совместных семинаров, конференций и культурных мероприятий это действительно так. Но участники этих встреч с удивительной последовательностью избегают разговоров о вызывающей ситуации на границе, сводящей наше сотрудничество к абсурду. Как будто и нет многочасовых очередей, унизительного отношения к путешествующим или фальшивых милиционеров, которые, тем не менее, вымогают у поляков вполне реальные деньги. Вроде ничего и не происходит.
А проблема действительно первоочередная, если всерьез думаем об евроинтеграционной перспективе. Ведь в эпоху глобализации значительно сокращается чувство расстояния между отдаленными уголками мира, а люди имеют все меньше времени. Из Гданьска или Кракова можно добраться самолетом в Лондон за цену, эквивалентную пятистам гривням. Это и есть европейская интеграция: когда утром во Вроцлаве выходишь на работу, два часа занимаешься делами в офисе, в 10.00 отправляешься в Берлин встретиться с деловым партнером, а после переговоров еще успеваешь вернуться на ночь домой. Такое было возможно уже в 1999 году, когда польско-немецкая граница была одновременно границей ЕС и Шенгенской зоны. А теперь бывает даже, что поляк работает в Лондоне, а на выходные прилетает в Польшу на заочную учебу поскольку так дешевле. Следовательно, зачем жителю Гданьска и Кракова Украина, если добраться до Львова или Киева стоит дороже, чем до Парижа, Дублина и Рима?
Тесное сотрудничество между Украиной и Польшей сегодня невозможно, и членство в ЕС здесь ни при чем. Как можно сотрудничать, когда автобус Львов Перемышль всего два часа находится в дороге, а четыре-пять стоит на границе? С автомобилями еще хуже: нередко на въезд в Польшу приходится ждать и десяток-другой часов. Дипломаты и политики упорно объясняют это требованиями Брюсселя , и украинцы привыкли в это верить. Между тем проблема многочасовых очередей заключается не в этом, и даже не в коррумпированности служащих. От очередей можно избавиться уже сегодня, без особых затрат, если внедрить несколько не таких уж и сложных организационных, технических и правовых новшеств.
По словам начальников перемышльской таможни, 97% пользователей пешеходного коридора Шегини Медика это челноки поставщики папирос, в большинстве своем граждане Польши (около 70%). Они пересекают границу 2 4 раза в сутки и стоят в очереди на два часа меньше, чем незнакомые со здешними порядками туристы (преимущественно 2 3 часа, тогда как туристы 4 5). Они просто нахально обходят очередь и становятся впереди всех. В Шегинях товар их уже ждет, затем они не выходят за территорию пункта пропуска, а тут же занимают место в очереди в противоположном направлении. Папиросы сразу за границей сдают посредникам, которые завозят их грузовиками в Германию и Великобританию, а сами челноки без задержки идут в Украину еще раз. Мелкие контрабандисты покупают как минимум три блока среднего класса папирос по
26 грн. каждый, а продают их посредникам за 30 злотых
(48 грн.), и так три раза в день. Лишние пачки прикрепляют скотчем к телу и переносят под курткой. Эти люди зарабатывают ежемесячно 2000 5000 гривен, что в несколько раз больше, чем может им дать легальное трудоустройство в Перемышле.
Контрабанда уничтожает экономику польского пограничья, высасывая из нее рабочую силу, а заблокированная челноками граница делает невозможным развитие туризма в Галичине и Волыни. Без свободного передвижения людей нереально также экономическое сотрудничество, инвестиции в Украине среднего польского бизнеса. Необходимо подчеркнуть: проверка одного челнока, случается, продолжается минут семь за это время таможенники могут переправить целую группу польских туристов, каждый из которых тратит в Украине в пять раз больше денег, чем один такой контрабандист.
Изменения необходимо начинать с правовой базы. Несовершенным, в частности, является польско-украинское соглашение О личном движении . Оно допускает пересечение границы несколько раз в день, что лицам, легально сотрудничающим с Украиной, не нужно. Следовательно, новое соглашение должно содержать какие-то количественные ограничения для польских граждан, чтобы они могли путешествовать в Украину не чаще, скажем, чем один раз в сутки, четыре раза в неделю и десять раз в месяц за исключением водителей автобусов, дипломатов и т.д.
Соответственно польское министерство юстиции должно разработать эффективные механизмы борьбы с контрабандистами. Вместе с тем не обойтись без полной легализации продажи на польских рынках украинских неакцизных товаров (фруктов, овощей, кофе) и трудоустройство в Польше украинских заробитчан. Ведь служащие прилагают немалые усилия в борьбе с явлениями, которые, в отличие от контрабанды папирос, нужны польской экономике. Скажем, бабушку из-под Жовквы штрафуют за нелегальную продажу в Томашове украинского картофеля, тогда как контрабандисты спокойно торгуют папиросами возле самого пункта пропуска.
С другой стороны, следует наконец определиться: действительно ли нужны Украине самые низкие в Европе цены на папиросы и водку, и это в условиях острого демографического кризиса? Постепенное повышение акциза на указанные изделия было предпосылкой любых разговоров о членстве Польши в ЕС, особенно остро этот вопрос ставила Германия. Следовательно, целесообразно поднять его во время визита в Украину польского премьер-министра, провести переговоры, вследствие которых Польша предложит Украине что-то в обмен на повышение акциза. Например, либерализацию рынка труда, стипендии, экономические преференции или даже финансовую компенсацию, что пошла бы на сохранение архитектуры Львова.
Стоит также присмотреться к положительному опыту словаков. На украинско-словацкой границе даже на 10 пачек папирос нужно заполнять таможенную декларацию и уплатить за них 30 крон (5 грн.) таможенной пошлины. Это забирает немного времени, а между тем некурящие проходят таможенный досмотр вне очереди, мгновенно. Даже внутри Словакии полицейский может оштрафовать владельца украинских папирос на сумму, равнозначную 1000 грн., если тот не имеет с собой упомянутой декларации. Благодаря подобным механизмам особенно больших проблем с контрабандой у словаков не возникает.
Важная проблема продолжительность проверки на границе одной машины или лица. Она значительно дольше, чем принято в Европе, 7 10 минут и больше. Это связано с непреложными объективными причинами, касающимися безопасности внешней границы Европейского экономического пространства (ЕвЭП). Тем не менее путешественники часто обвиняют таможенников в намеренном торможении процесса. Действительно, искусственное удлинение проверок остается для польских таможенников единственным способом уменьшить объем контрабанды, а страдают от этого честные путешественники. Тем не менее на них мало кто обращает внимание, поскольку туристы составляют всего лишь несколько процентов проезжающих, а участников конференций, общественных деятелей и т.д. часто пропускают вне очереди. Таможенники не скрывают своего отношения к границе как к папиросной технологической линии . В каждом они усматривают потенциального контрабандиста, которого нужно на границе продержать, чтобы отбить охоту ехать в Украину за товаром.
Коррумпогенные ситуации можно устранить просто: вводя совместные польско-украинские контроли. Такой механизм успешно функционирует в пункте пропуска Кросценко Смильница. Характерно, что обе стороны якобы настаивают на введении совместных проверок во всех других пунктах пропуска, однако почему-то этого нет.
Очень важна также унификация документов. Ведь после заполнения украинской таможенной декларации приходится повторять всю процедуру на польской стороне. Ничто не мешает польским и украинским таможенникам искать наркотики и оружие вместе. Совместные контроли и унификация документов позволят также избегать расхождений в данных по поводу объема торговли между польскими и украинскими статистическими комитетами. Это вопросы очень активно лоббируют украинские дипломаты в Варшаве.
На границе есть один анахронизм, значительно удлиняющий время ожидания. Это иммиграционная карточка Украины. В рубрику цель прибытия и адрес принимающей стороны , можно вписать что угодно данные не проверяют и не используют.
Несовершенной является польская визовая политика. Принципы, которыми руководствуются консульства, выдавая визы, и пограничники (которые окончательно подтверждают разрешение на въезд в Польшу), противоположные. Напомним: визы ввели для того, чтобы можно было предварительно, в консульствах, отфильтровать нежелательных гостей от честных граждан. Но визы дают практически всем, а потом пограничники должны со многими проводить продолжительную разъяснительную беседу, являющуюся, скорее, компетенцией консула. Очень часто человек, которому пограничники аннулируют визу за грубое нарушение, приезжает через четыре дня в тот же пункт пропуска и делает то же самое. Подобное отсутствие согласованности главная причина автобусных очередей, несмотря на введение зеленых полос . Почти всегда весь автобус должен ждать час-полтора одного-двух пассажиров, у которых имеются проблемы с документами.
Выход из этой ситуации нашли словаки. Пересечение украинско-словацкой границы на автомобиле тоже отнимает несколько часов, а автобусом час-два. Между тем пешком границу проходят в течение 20 минут. Это понятно: проверить пешехода легче, чем человека и его машину (не краденная ли, имеет ли соответствующие действительности документы, в хорошем ли состоянии). Обнаружить контрабанду в подручном багаже тоже легче, чем заглянуть под колеса и кресла в поисках папирос. Поэтому многие словаки оставляют машины на стоянке в Вышних Нэмэцкых (или доезжают туда автобусом из Михаловиц) и доходят до Ужгорода пешком.
Польскую границу почему-то запрещено пересекать пешком (за исключением Шегынь). Польские политики, дипломаты и пограничники объясняют это требованиями ЕС, причем не называя ни одного правового акта, такого запрета попросту не существует. Жаль только, что об этом не знают даже люди на высоких должностях, от которых и зависит наведение порядка на нашем новом железном занавесе .
Зеркало недели; 11/09/06