29.02.24

Жители России и бизнес выступают против снижения беспошлинного порога покупок за рубежом в 5 раз

В последнее время в федеральном правительстве активно обсуждается вопрос снижения лимита беспошлинных покупок в зарубежных онлайн-магазинах и ввоза беспошлинных товаров с нынешних 1000 до 200 евро. Дескать, это стимулирует развитие отечественных производителей и торговли. А что по этому поводу думает экспертное сообщество? Сегодня Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил большой доклад по итогам телефонного опроса и интервью с представителями бизнеса, научного сообщества и органов власти. Если коротко, то 68% опрошенных выступают против изменений.

ДОСТУПНОСТЬ ТОВАРОВ СНИЗИЛАСЬ ДЛЯ КАЖДОГО ТРЕТЬЕГО

Сначала представим несколько цифр, показывающих общую ситуацию в отрасли. Почти половина (44%) пользователей интернет-магазинов заказывают на них товары из-за рубежа. Причем, 14% российских пользователей маркетплейсов заказывают с доставкой из-за границы товары стоимостью выше 20 тысяч рублей (эквивалент 200 евро).

40% россиян чувствуют ухудшение своего материального положения, также 72% опрошенных ожидают рост цен на товары и услуги в ближайшие 1-2 месяца. 62% россиян считают, что им доступны не все товары. Наибольшую нехватку россияне ощущают с аксессуарами и комплектующими для гаджетов и авто (32%), бытовой техникой и электроникой (27%), а также обувью и одеждой (20%).

31% опрошенных отмечают, что за последние два года снизилась доступность привычных им товаров. Для того, чтобы компенсировать это, 32% россиян покупают те товары, которые есть в наличии «здесь и сейчас», 29% пользуются сервисами и маркетплейсами с доставкой товаров из-за границы, 25% ищут аналоги в других регионах России.

СБОРЫ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ВЫРАСТУТ

Теперь расскажем о том, что думают люди о снижении лимита беспошлинной торговли с нынешних 1000 до обсуждаемых в федеральном правительстве 200 евро. 68% опрошенных поддерживают мнение о том, что сохранение беспошлинного порога на нынешнем уровне поможет поддержать россиян в сложный период после ухода западных брендов и сервисов. Среди пользователей маркетплейсов с доставкой товаров из-за границы эта цифра выше – 77%. 38% опрошенных считают, что снижение порога ухудшит положение российских покупателей. Среди тех, кто за последний год совершал покупки на сумму свыше 200 евро, эта доля значительно выше – 68%.

В случае снижения порога беспошлинного ввоза товаров до 200 евро 32% россиян, которые делали дорогостоящие покупки за прошедший год, станут заказывать меньше, а 26% таких пользователей и вовсе придется отказаться от таких покупок.

Эксперты считают, что при снижении порога беспошлинного ввоза до 200 евро сумма отчислений в федеральный бюджет составит незначительную долю (по оценкам, 0,002% от размера бюджета 2024 года), а ресурсы, затраченные ФТС на администрирование процессов сбора, значительно увеличатся.

ИЗ-ЗА РУБЕЖА НА 20% ДЕШЕВЛЕ

Лидером в категории дорогостоящих покупок (свыше 20 тысяч рублей, что эквивалентно 200 евро) выступает бытовая техника и электроника: её приобретают 51% опрошенных. Второе по популярности место у респондентов, которые совершали покупки на сумму более 20 тысяч рублей, занимает категория аксессуары, комплектующие для гаджетов для авто (40%).

Россияне выбирают шоппинг с доставкой из-за рубежа по следующим причинам: более выгодная цена (59% опрошенных), товары недоступны в их населенных пунктах и в России (43%), более широкий ассортимент товаров (34%)

Несмотря на небольшую долю дорогостоящих товаров, эксперты отмечают, что россиянам важно иметь к ним доступ, так как в большинстве случаев это редкие или уникальные товары, которые ритейлеры не импортируют в Россию. Также немаловажен факт, что такие товары стоят на 20% дешевле при заказе из-за рубежа.

Большинство экспертов считает, что снижать порог беспошлинного ввоза товаров до 200 евро сейчас несвоевременно, так как это приведет к росту цен, повышению темпов инфляции и ограничит россиянам доступ к редким товарам.

Представители бизнеса акцентируют внимание на том, что снижение порога беспошлинного ввоза товаров приведет к снижению количества заказов россиян, за которым последует сокращение штата сотрудников (в том числе логистических и таможенных операторов), и, соответственно, снижение налоговых отчислений в бюджет.

Возникает разумный вопрос: стоит ли шкурка выделки?

Комсомольская правда