24.06.08

Жалуйтесь правильно

Алтайская таможня поясняет порядок обжалований решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов

Важной гарантией защиты прав и интересов лиц, вступающих с таможенными органами во административно-властные отношения, является право гражданина обжаловать решения государственных органов. Институт обжалования решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц впервые был закреплен положениями Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г. Действующий Таможенный кодекс Российской Федерации также регламентирует процедуру обжалования решений и действий таможенных органов и их должностных лиц.

Обращение с жалобой в таможенный орган может помочь оперативно разобраться в правильности применения должностными лицами таможенных органов норм таможенного законодательства, разрешить спорную ситуацию. По статистике 40 процентов рассмотренных Алтайской таможней по существу жалоб были удовлетворены, и это выше процента жалоб, удовлетворенных судами (33 процента), что говорит об объективности рассмотрения жалоб Алтайской таможней.

В 2007 году в Алтайскую таможню и таможенные посты поступили 13 жалоб на решения и действия подчиненных таможенных органов и их должностных лиц, связанные с проведением таможенного оформления и таможенного контроля. Из них 4 жалобы были удовлетворены, действия должностных лиц признаны неправомерными, 6 оставлены без удовлетворения. В рассмотрении 3-х жалоб было отказано, так как у лица не имелось полномочий на подачу жалобы либо аналогичная жалоба была подана в суд.

Предметом обжалования чаще всего выступали решения и действия должностных лиц таможенных постов, совершенные при оформлении товаров и транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

В 2008 году рассмотрена 1 жалоба и 1 жалоба была отозвана заявителем.

Порядок обжалования

Любое заинтересованное лицо, чьи права, свободы или законные интересы в сфере таможенного дела нарушены, может обратиться в Алтайскую таможню или на таможенные посты Алтайской таможни с жалобой.
В Алтайскую таможню могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) начальников Барнаульского, Бийского, Кулундинского, Михайловского, Заринского, Горнякского, Рубцовского таможенных постов, таможенных постов ДАПП Павловка и Аэропорт Барнаул, а также должностных лиц таможни.
Решения, действия должных лиц указанных таможенных постов необходимо обжаловать начальникам постов.
Жалобы на решения, действия (бездействие) начальника Алтайской таможни нужно подавать в Сибирское таможенное управление.
Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда Вам стало известно или должно было стать известно о нарушении прав, свобод или законных интересов, незаконном возложении какой-либо обязанности и должна быть рассмотрена в течение одного месяца со дня поступления в таможню. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Можно ли жалобу отозвать?

Отозвать жалобу можно в любой момент до принятия по ней решения, и это не препятствует повторной подаче жалобы по тому же поводу при соблюдении общих требований.

Если жалоба подана, приостанавливается ли исполнение решений таможенного органа?

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемых решений и действий. Такое право предоставлено таможенному органу, рассматривающему жалобу при наличии оснований полагать, что обжалуемые решения и действия не соответствуют законодательству РФ, а также в случае, если неприостановление исполнения решения и действия полностью или частично может иметь необратимый характер.

Может ли таможенный орган отказать в рассмотрении жалобы?

Действующий Таможенный кодекс закрепил основания для отказа в рассмотрении жалобы. Так, отказ в рассмотрении жалобы может последовать, если:
– не соблюдены установленные сроки для обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока, либо такое заявление оставлено без удовлетворения;
– не соблюдены требования, установленные к форме и содержанию жалобы при письменной жалобе (данные требования перечислены в ст. 50 ТК РФ);
– лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба либо принята судом к рассмотрению, либо по ней уже вынесено решение;
– предметом жалобы являются решение и действие органа, не являющегося таможенным, либо должностного лица органа, не являющегося таможенным.

Необходимо отметить, что указанные случаи являются не основаниями для отказа в принятии жалобы, а основаниями для отказа от рассмотрения жалобы по существу.

Куда можно пожаловаться?

Адреса и телефоны таможенных органов:

Алтайская таможня: ул. Сизова, 47, г. Барнаул, Алтайский край, 656002, тел. (385-2) 39-90-28, факс 39-90-29;
Сибирское таможенное управление: ул. Тимирязева, 74, г. Новосибирск, 630082, тел. (383-2) 216-86-26, факс 216-86-29;
Барнаульский таможенный пост: пр. Калинина, 57а, г. Барнаул, Алтайский край, 656037, тел. (385-2) 77-17-63, факс 77-19-23;
Бийский таможенный пост: ул. III Интернационала, 10, г. Бийск, Алтайский край, 659325, тел. (385-4) 32-72-06, факс 32-89-37;
Кулундинский таможенный пост: ул. Целинная, 50, с. Кулунда, Алтайский край, 658920, тел. (385-66) 2-19-81, факс 2-23-58;
Михайловский таможенный пост: ул. Садовая, 17, с. Михайловское, Алтайский край, 658960, тел. (385-70) 2-23-58, факс 2-23-58;
Заринский таможенный пост: ул. Союза Республик, 8, г. Заринск, Алтайский край, 659100, тел. (385-95) 4-48-25, факс 4-22-35; Горнякский таможенный пост: ул. Пушкина, 42, г. Горняк, Алтайский край, 658423, тел. (385-16) 3-10-95, факс 3-00-07;
Рубцовский таможенный пост: просп. Ленина, 60, г. Рубцовск, Алтайский край, 658224, тел. (385-57) 2-31-16, факс 4-15-97;
таможенный пост ДАПП Павловка: ул. Первомайская, 169, г. Славгород, Алтайский край, 658820, тел. (385-68) 5-40-01, факс 5-40-01;
таможенный пост Аэропорт Барнаул Павловский тракт, д. 226, аэропорт, г. Барнаул, Алтайский край, 656057, тел. (385-2) 29-93-74, факс 24-38-16.

И в заключение хотелось бы сказать, что установленные законом правила обжалования позволяют участникам ВЭД в полной мере защитить свои права и свободы от незаконных решений, действий таможенных органов и их должностных лиц и служат достойной альтернативной судебному порядку обжалования.

Пресс-секретарь Алтайской таможни Алина Шмидт.