14.04.06

Герман Греф создал еще один таможенный орган

Еще лет пять назад бизнесмены любили шутить на тему: сколько стоит взять в аренду хотя бы метр государственной границы? Кое у кого эта мечта стала явью. Официально частных таможенных постов в России нет. Хотя, например, в США есть частные тюрьмы, которые, как утверждают, обходятся бюджетам штатов дешевле казенных. Но, по данным, приведенным на вчерашнем заседании правительства министром экономического развития и торговли Германом Грефом, из 441 пункта пропуска через госграницу 350 государству не принадлежат. Конечно, это не значит, что в негосударственных КПП сидят негосударственные таможенники и пограничники и собирают деньги с проезжающих исключительно в свой карман.

Картина сложнее. В 13 автомобильных пропускных пунктах здания и сооружения принадлежат действительно частным лицам. Но таможня эти матценности у них взяла в аренду, так как у бюджета на строительство денег просто не хватило. Как говорят, арендная плата немаленькая. Во всяком случае, Греф вчера оценил сумму выкупа в случае национализации этих 13 КПП в 1 млрд. рублей. Остальные "частные" КПП принадлежат ОАО "РЖД" (естественно, речь идет о железнодорожных пунктах пропуска) и структурам минтранса - если они расположены в морских и речных портах, аэропортах, а также на крупных автотрассах. Безусловно, это все госкомпании. Но на эти КПП федеральный бюджет не потратил ни копейки. И соответственно, таможенники и пограничники там зачастую играют далеко не первую скрипку. На тех же железнодорожных пунктах перехода в первую очередь не грузы досматривают, а поезда формируют. К тому же и досматривать нечем. Специальной "просвечивающей" аппаратуры практически нигде нет. Стоит она дорого. Правда, согласно концепции развития таможенных органов до 2010 года, которая в прошлом году была одобрена правительством, на техперевооружение таможенной службы выделят 130 млрд. рублей, которых, по идее, должно хватить на обустройство запланированных 50 стационарных досмотровых комплексов и 22 мобильных. Однако не ясно, где размещать приобретенную дорогостоящую аппаратуру, если большинство зданий и сооружений принадлежат не ФТС, а различного рода госкомпаниям и госструктурам. В этой ситуации от таможенников трудно потребовать ликвидации серого импорта и, по выражению президента Владимира Путина, "экономического экстаза с бизнесом".

Не случайно глава ФТС Александр Жерихов в прошлом году предложил все КПП перевести в одни государственные руки. Путин эту идею поддержал, потребовав от Грефа сделать это не до 2010 года, а до конца этого (см. "Газету" от 11 апреля). Но таможенникам не удалось довести дело до конца. Вчера победу у них перехватили силовики. На заседании правительства было решено создать еще один госорган - федеральное агентство по управлению национализированным имуществом КПП (их, кстати, останется не 441, а примерно на 100 меньше). Подчиняться это агентство будет Грефу. Как он признался, именно на этом настаивают ФСБ и пограничники.

Как дорого обойдется эта операция бюджету, пока неизвестно. Греф, например, предлагает не торопиться выкупать собственность у нынешних владельцев, а заключать с ними гражданско-правовые договоры - "лишь бы было все прозрачно". Кроме того, не исключено, что государство у госкомпаний может изъять свою же собственность и бесплатно. Во всяком случае, именно такой исход дела не исключил в беседе с корреспондентом "Газеты" замначальника департамента управления имуществом ОАО "РЖД" Анатолий Холин. Но и он не исключил необходимость компенсации, а также подчеркнул сложность разделения недвижимого имущества железнодорожных КПП на необходимое только железнодорожникам или таможенникам.

В любом случае решение за президентом. В понедельник он опять вернется к проблеме "экономического экстаза" таможенников и предпринимателей. Главное, впрочем, в этой ситуации, чтобы очередей на КПП не было. Греф, правда, обнадеживает: чем быстрее все пропускные пункты оснастят новой техникой, тем быстрее будут всех досматривать. А бюджет получит больше таможенных платежей. Так что о метре собственной границы придется забыть.

"Газета" 65 от 14.04.2006г.