Генерал-майор таможенной службы С.Чижиков: "Коренное качество таможенника – быть государственным человеком"
Ежегодно в конце октября сотрудники таможенной службы страны отмечают свой профессиональный праздник – День таможенника Российской Федерации. О том, как стать специалистом во внешнеэкономической деятельности, об особенностях таможенной службы рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс" доцент Северо-Западного института управления Президентской академии, генерал-майор таможенной службы Сергей Чижиков.
- Какие программы по подготовке кадров для таможенной службы предлагает Северо-Западный институт управления Президентской академии?
- В нашем институте ведется подготовка по программе высшего профессионального образования специалистов таможенного дела. При очной форме срок обучения составляет 5 лет, а заочной форме – 6 лет. Эта программа реализуется в институте с 2003 года. Уже состоялось шесть выпусков специалистов, многие из которых работают в таможенных органах и в организациях, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
У нас есть необходимая база и возможности для повышения квалификации сотрудников таможенных органов. За последние пять лет в рамках договоров с Северо-Западным таможенным управлением ФТС России институт провел обучение 4,5 тысяч сотрудников таможенных органов региона по 29 краткосрочным программам повышения квалификации, в том числе впервые по таможенной логистике.
В этом году мы также создали специализированный образовательный центр в сфере таможенного дела и внешнеэкономической деятельности "Зеленый коридор". Его научным куратором стал директор нашего института, признанный профессионал таможенного дела, доктор экономических наук, генерал-полковник таможенной службы Владимир Александрович Шамахов. На первом этапе деятельности центра действуют две программы: подготовка для сдачи квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям специалиста по таможенным операциям, повышение квалификации руководителей и персонала организаций или предприятий в сфере таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. Также есть очень интересная вариативная модульная программа на английском языке по эффективной профессиональной коммуникации в сфере внешнеэкономической деятельности.
- Устраивает ли таможенное регулирование России стран-членов ВТО? Как Вы считаете, необходимо ли России отменить экспортные таможенные пошлины в связи с соответствующим требованием ВТО?
- Сегодня скорее речь идет о таможенном регулировании в Таможенном союзе Евразийского экономического союза. А его консолидированная оценка со стороны большей части государств, входящих в ВТО и являющихся торговыми партнерами государств, образующих Таможенный союз, позитивная. Прежде всего, это связано с тем, что его основные положения учитывают международные стандарты и ориентированы на содействие международной торговле.
Вместе с тем, существуют определенные критические позиции в отношении отдельных элементов таможенного администрирования в России. Несмотря на достаточно широкое внедрение новых информационных таможенных технологий, по-прежнему вызывают нарекания со стороны бизнес-сообщества и их контрагентов скорость осуществления таможенных операций, излишняя регламентация действий должностных лиц таможенных органов и другие моменты.
Вопрос отмены Россией экспортных пошлин носит абстрактный характер. Снижение пошлин предусмотрено соответствующими соглашениями между Россией и ВТО. А это продиктовано исключительно состоянием и перспективами функционирования российской экономики.
- В связи со вступлением в ВТО появились ли дополнительные требования к профессиональной подготовке таможенных служащих?
- Конкретных новых дополнительных требований к уровню квалификации сотрудников таможенных органов пока не появилось. Но новые реалии и тенденции внешней торговли, а также особенности таможенного регулирования должны учитываться в базовой подготовке специалистов таможенного дела и в части профессиональной переподготовки таможенников. В широком смысле этот подход должен относиться и к специалистам в сфере внешнеэкономической деятельности.
- Поможет ли повышение квалификации сотрудников таможни сокращению времени прохождения таможенного оформления грузов, чтобы ликвидировать многокилометровые очереди из грузовых фур на границах, в том числе на Северо-Западе России?
- Безусловно, профессиональный уровень сотрудника влияет на скорость его действий при осуществлении таможенных операций при таможенном декларировании или выпуске товаров. За рабочую смену в пункте пропуска подготовленный и имеющий длительный опыт работы инспектор может оформить значительно больше транспортных средств, чем менее опытный и обладающий только предварительной подготовкой сотрудник. Но подчас конечный результат их работы будет нивелироваться различным характером перемещаемых товаров, так как это будет связано с проведением не только таможенного контроля, но и других видов государственного контроля. Также на время оформления будет влиять и количество наименований товаров, находящихся в одной партии. Но это только одна из причин, способствующих возникновению очередей грузовых автомобилей, определенным потерям по времени для перевозчиков и соответственно их издержкам.
Другие причины связаны с конструктивными особенностями пунктов пропуска, не всегда детально проработанными технологическими схемами, отсутствием какой-то части информации по товарам и рядом других.
Кстати, при повышении квалификации таможенников очень важна практическая составляющая. Поэтому институт регулярно проводит для слушателей практические занятия. К примеру, в октябре этого года в рамках программ повышения квалификации сотрудников таможенных органов Северо-Западного таможенного управления нашим институтом были организованы выездные практические занятия на крупнейшие многосторонние автомобильные пункты пропуска Выборгской таможни "Торфяновка" и "Брусничное".
- Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать служащий таможни? Что можно пожелать сотрудникам таможни в их профессиональный праздник?
- По-моему, современный таможенник должен обладать широким кругозором, умением применять в служебной деятельности признанные международные стандарты и положения правовых актов Федеральной таможенной службы России. Он должен уметь принимать решения и иметь для этого возможности. Тогда это позволит ему гордиться своей профессией и проявлять свое коренное качество – быть государевым человеком, которому "обидно за Державу". Но для этого ему нужно и доверие со стороны руководящего состава таможенных органов всех уровней, и соответствующие условия.
Созвучные мысли высказывали участники первой межвузовской открытой студенческой конференции "Как стать востребованным специалистом в сфере таможенного дела и ВЭД?", которая состоялась в нашем институте накануне Дня таможенника Российской Федерации. А участие в ней приняли студенты и недавние выпускники как нашего Института, так и других вузов города, осуществляющих подготовку специалистов по таможенному дел.
Желаю коллегам по таможенной службе профессионального роста и оптимизма, выдержки и стойкости при исполнении служебных обязанностей! Всем, кто прежде был причастен к таможенной службе здоровья и благополучия!
Интерфакс - Россия