21.02.12

ФТС готовит поправки в таможенное законодательство

В связи с созданием Единого экономического пространства (ЕЭП) в 2012 г. Федеральная таможенная служба (ФТС) России работает над изменением таможенного законодательства.

Власти намерены упростить таможенные процедуры и создать условия для ускоренного движения товаров в соответствии с потребностями бизнеса и поручениями правительства. В частности, трехсторонняя рабочая группа при Евразийской экономической комиссии дорабатывает Таможенный кодекс Таможенного союза. В группу входят представители таможенных служб, министерств финансов, транспорта и промышленности государств-членов Таможенного союза.

На рассмотрении рабочей группы находятся порядка 500 предложений.

По мнению Всемирного банка, Таможенный кодекс Таможенного союза и закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в полной мере соответствуют международному таможенному законодательству. Новое таможенное законодательство будет опираться и на Киотскую конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Основная часть предложений по изменению Таможенного кодекса направлена на упрощение таможенных операций и улучшение условий деятельности хозяйствующих субъектов.

Так, Белоруссия, Казахстан и Россия прорабатывают вопрос установления в Таможенном союзе возможности вносить авансовые платежи в счет уплаты ввозной таможенной пошлины, как это было в России до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.

Также обсуждают вопрос использования денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров. В дальнейшем это позволит использовать обеспечение, внесенное для транзита товаров, для уплаты платежей при выпуске товаров для внутреннего потребления.

Еще одна поправка, направленная на упрощение таможенных операций, продлевает срок обращения на возврат средств, полученных от продажи товаров, с 3 месяцев до 3 лет.

Предпринимателям поможет также предлагаемая процедура, позволяющая участникам ВЭД предоставлять документы в таможенный орган всего один раз.

Предложено исключить при прибытии товаров требование о предоставлении транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов при помещении товаров на временное хранение, если такие документы ранее уже предоставлялись. В этом случае можно предоставить письменное уведомление о помещении товаров на временное хранение с указанием реквизитов документов.

Власти уже исключили из списка требований обязанность предоставлять паспорт сделки при таможенном декларировании экспортируемых товаров, к которым не применяют вывозные таможенные пошлины, регистрационные удостоверения на лекарственный средства, сведения о которых содержатся в системе госреестра, и иные документы, которые на момент регистрации таможенной декларации уже имеются у таможни.

В случае отсутствия сведений, влияющих на размер таможенных платежей, предлагают ввести возможность неполного декларирования. Россия настаивает на внесение в Кодекс положений, направленных на развитие предварительного декларирования и предварительного информирования. Процедуры по декларированию, транзиту и предварительному информированию предполагают проводить так, чтобы исключить дублирование информации. Данные, поданные при предварительном декларировании, таможенники должны использовать и при транзите. При этом транзитная декларация не потребуется.

Кроме того, в течение нескольких месяцев власти намерены ввести электронный обмен данными между ведомствами. ФТС со своей стороны к такой работе готова.

Многие разрабатываемые поправки направлены также на унификацию таможенного администрирования в таможенных органах стран, входящих в Таможенный союз. В частности, планируют ввести единые сроки выпуска товаров и случаи их продления, единый порядок подачи неполной декларации, единые порядки периодического таможенного декларирования.

Целый блок поправок касается положений Таможенного кодекса в отношении научных образцов, что позволит создать благоприятные условия для научной деятельности, а также вопросов интеллектуальной собственности. Предлагают установить единый для трех государств порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенных в таможенный реестр.

Сейчас в странах Таможенного союза действует многоуровневая система таможенного законодательства, в ее основе лежит Таможенный кодекс Таможенного союза. Применяются также порядка 20 международных соглашений, уточняющих положения Таможенного кодекса об отдельных категориях товаров и особенностях совершения таможенных операций.

Технологические и технические вопросы регулируются решениями Комиссии Таможенного союза. В России также применяют закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», подзаконные акты президента и правительства, а также приказы ФТС.

Вести.Финанс