"Евро-2": затишье перед параличом
Страсти по поводу ставшего печально известным постановления правительства об экологическом стандарте "Евро-2" не утихают
Страсти по поводу ставшего печально известным благодаря активной работе общественного движения "Общество защиты автопродавцов Приморского края" постановления правительства об экологическом стандарте "Евро-2" не утихают. И тому есть веское объяснение.
Встанут ли порты?
Напомним, что, согласно постановлению правительства РФ 609 "О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ", таможенные посты Дальневосточного таможенного управления с 1 сентября 2006 года перестают оформлять подержанные автомобили, ввезенные из-за рубежа, если при них не наличествуют сертификаты экологического соответствия выхлопа автомобилей стандарта "Евро-2".
И хотя уже не с 1 сентября, а с 1 октября будут действовать ограничения, ситуация обещает стать очень неудобной. Отсрочка в месяц никого не спасет.
Собственно, сам по себе стандарт "Евро-2" полезен и нужен. Другое дело, как его применять. Уж, по крайней мере, не так, как собираются. Известно, что упомянутый стандарт учитывается при сборке на каждом японском автомобильном заводе еще с 1998 года. Так зачем же огород городить лишний раз, если автомобильный бизнес чрезвычайно чувствителен ко всякого рода изменениям?
С тех пор как "Ростехрегулирование" разработало специальные таблицы экологических классов - по крайней мере, до 1 сентября 2006 года, - на автомобильном рынке присутствовала некоторая стабильность. Специалисты таможенной службы, не отходя от рабочего места, проверяли соответствие стандарту "Евро-2" автомобилей, провозимых через российскую таможню. Процедура занимала всего пару минут. Торговля шла, в государственный бюджет поступали налоги. Судоходные компании, порты, автодилеры получали честно заработанную прибыль, а потребители - качественные автомобили, и никто горя не знал. И так бы продолжалось, кабы не посетила кого-то в Москве "гениальная" идея...
Теперь не специалисты-таможенники станут выдавать сертификаты, а... сотрудники, скажем, компании "Приморский сертификационный центр". Так планируется в Приморском крае. Что это значит? А то, что, как утверждают специалисты, выписывать его будут по тем же таблицам, но при этом сроки существенно увеличатся. И даже то, что сам документ стоит 3600 рублей + 100-процентная пошлина на ввоз автомобиля в Россию, пустяк по сравнению с тем, какие неоправданные потери по времени появятся и каковы будут их последствия. Судите сами...
Процедура выдачи сертификата "Евро-2" отнимает минимум два лишних дня. Отметим при этом, что на сегодняшний день пропускная способность "Приморского сертификационного центра" составляет только 200-300 разрешений, но в том же Владивостоке в течение дня оформляется от 700 до 1000 автомобилей, как правило, японского производства. Напомним, что эти автомобили уже заранее отвечают всем экологическим нормам и требованиям, принятым в России.
И кстати, никто никогда не сможет в России проверить автомобиль в лабораторных условиях на соответствие стандарту "Евро-2". Потому что это практически невозможно, да и не нужно, по большому-то счету, российским чиновникам.
Пресловутые два дня оформления сертификата - это только начальный этап. С учетом того, что потребности рынка увеличиваются, сроки будут расти в геометрической прогрессии. И уже не два дня может понадобиться на оформление необходимой документации, а много больше. В то же время нелишне помнить и о том, что хранение нерастаможенного автомобиля на складе стоит от 100 до 400 рублей в сутки. И каждый последующий день будет выходить дороже для потребителя. Ведь портовые склады - не резиновые. Покупатель, заказавший фирме-автопродавцу машину из Японии, будет не только вынужден прождать лишние 5 дней (минимум!), но и заплатить за это ожидание, которое, по большому счету, никому не нужно и никому не выгодно. Таким образом, потери потенциального покупателя, по самым скромным подсчетам, составят от долларов 200. Мелочь? Да не такая уж... Хотя, возможно, это ерунда для чиновников.
Последствия для судоходных компаний и портов Дальнего Востока будут также безрадостными. Как известно, существует наработанная схема, так называемый цикл работы подхода судов. Нарушать его не имеет смысла - это очень вредно с экономической точки зрения. Ведь товары на портовых складах временного хранения должны меняться минимум каждые три дня. А в результате портовым работникам нечего делать. Судоходным компаниям - тоже. Они будут простаивать. Нарушится цикличность - нарушится товарооборот, что ведет к убыткам колоссальным.
Государство... Ошибкой думать, что если какой-то госчиновник придумал некое новшество, то это обязательно с пользой для федерального бюджета. Страна в результате понесет убытки (как и ее граждане в лице покупателей японских машин и предприниматели в лице портовиков и судовладельцев), потому что не получит ни таможенных сборов, ни налогов в должном количестве. Ведь в Приморский край ежемесячно завозится 30 тысяч иномарок. Благодаря чему в государственный бюджет перечисляется 90 миллионов долларов ежемесячно, вырученных только за их оформление!
Но эти цифры неминуемо сократятся, если сертификат экологического соответствия "Евро-2" будет вручаться таким вот диким - не побоимся этого слова - образом.
Что будет твориться в портах Дальнего Востока после 1 октября? Остается только гадать. Но ни о каком положительном экономическом эффекте и речи тут быть не может. И возникает ряд вопросов. Почему таможенники не могут, руководствуясь таблицами "Ростехрегулирования", проверять соответствие автомобиля стандарту "Евро-2"? Почему этот сертификат в сущности дублирует то, что уже проделали производители автотехники на своих заводах? И откуда такая уверенность, что наличие простой бумажки, коим является сертификат экологического соответствия "Евро-2", позитивно отразится на экологической обстановке, скажем, в Приморском крае? Если уж кого-то так заботят эти вопросы, то не логичнее ли обратить внимание на процесс эксплуатации автомобиля в России - например на фильтры? Или же на качество российского бензина и дизельного топлива, которое, мягко говоря, не всегда экологическим требованиям отвечает.
Лидер общественного движения "Общество защиты автопродавцов Приморского края" Дмитрий ПЕНЯЗЬ:
- Пока ничего негативного не произошло только потому, что Федеральное агентство "Ростехрегулирование" отложило введение обязательного сертифицирования до 1 октября, в первую очередь в связи с тем, что сами чиновники "не успели" провести все необходимые согласования в министерствах и ведомствах, отсутствует даже резолюция Минюста, что вообще ставит под сомнение законность данного постановления. А ведь с апреля кто-то уже покупал данный сертификат... И не стоит обольщаться этим отложенным решением. Ситуация не изменится в лучшую сторону, если мы сами не приложим усилия. Я не просто предполагаю, а уверен в том, что с 1 октября она будет очень непростой.
У московских чиновников есть ошибочное мнение, что против введения сертификата "Евро-2" протестуют только автодилеры. Как же тогда объяснить подписи порядка 20 000 частных лиц и около 30 общественных организаций, за которыми стоят не единицы россиян, под обращением к правительству Российской Федерации по этому вопросу? Удобство и быстрота оформления импортных автомобилей нужна всем. И прежде всего простым российским гражданам, простым автолюбителям. Но и, разумеется, государству.
primamedia.ru 04.09.06