05.07.19

Цифровизация создает условия для реинжиниринга бизнес-процессов

Создание электронной таможни оказывает влияние на участников ВЭД. О специфике работы в новых условиях «Б.О» рассказал генеральный директор платежной системы «Таможенная карта» Андрей Баринов.

— Андрей Александрович, вы прогнозировали более 20% годового прироста оборотов по «Таможенной карте» на 2019 год. Каковы финансовые итоги первого квартала этого года?

— Действительно, прогноз был на уровне 20%, но коллеги из службы продаж порадовали. Прирост по первому кварталу (к аналогичному периоду прошлого года) составил 23%, в денежном выражении показатель превысил 163 млрд рублей.

— Держите курс на перевыполнение годовых планов?

— Сейчас сложно судить, каковы будут результаты по году. Сам процесс планирования — многофакторный. Безусловно, существуют проверенная годами сезонность, определенная динамика рынка ВЭД, и мы традиционно ожидаем при планировании первого квартала спад. Поэтому в прогнозе бизнес-план нелинейный. Основные надежды возлагаются на четвертый квартал.

Но январь 2019 года оказался неожиданно динамичным, по итогам марта показатели тоже лучше прогнозных, так что мы идем вне графика. Конечно, не все факторы удается учесть на этапе бизнес-планирования. В частности, не всегда легко прогнозировать последствия нововведений таможенных органов, в сфере цифровизации в том числе. С другой стороны, значительную роль играет изменение курсовой стоимости рубля, это во многом является определяющим фактором. Оказывает влияние и то, как осуществляется налоговый маневр.

— По вашим прогнозам, как отразится на результатах повышение НДС с 18 до 20%?

— Рост НДС — одна из причин повышения объема собираемых таможенных платежей, никак, к сожалению, не связанная с ростом внешней торговли. По нашим оценкам, прирост должен составить около 7%.

— Вы не только руководитель платежной системы, но еще и президент Национального объединения таможенных представителей. Если посмотреть на ситуацию с этой позиции, что меняется в секторе ВЭД в рамках действий, обозначенных ФТС в сфере создания комплексной электронной таможни?

— В моем понимании действия ФТС носят позитивный и достаточно целенаправленный характер, поскольку цифровизация экономики — одна из целей, обозначенных правительством РФ в основных направлениях развития страны. Таможенная служба, несомненно, является одним из лидеров в данном направлении. Ключевая задача, над которой ФТС работает не первый год и довольно успешно, — создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Электронная таможня должна обеспечить процесс декларирования товаров исключительно в электронной форме. При этом Центр электронного декларирования (ЦЭД) совмещает в себе функции электронных таможен и таможен фактического контроля. Планируется, что к 2020 году 95% всех деклараций будут оформляться в ЦЭД.

Цифровизация создает все условия для реинжиниринга бизнес-процессов, упорядочивания, стандартизации и централизации процедур принятия управленческих решений, обеспечивает необходимый массив данных для всестороннего анализа. Цифровизация сопровождают принципиальные организационные изменения по разделению процедур досмотра и оформления грузов, а также минимизации контактов участника ВЭД и инспектора таможни.

— С вашей точки зрения, этот комплекс действий дает антикоррупционный эффект, на который был сделан расчет?

— Безусловно. Одни из основных задач — стандартизация управленческих решений, отделение декларанта от таможенного инспектора, разделение функций таможенного оформления и фактического контроля.

ФТС внедряет технологию автоматической диспетчеризации, которая предусматривает не только распределение поданных деклараций между центрами электронного декларирования, но и внутри самих центров. Таким образом, должностное лицо уже не может никаким образом повлиять на то, какую ему декларацию взять в обработку.

По просьбе руководства Федеральной таможенной службы с таможни убрали терминалы, через которые ранее осуществлялась оплата таможенных платежей, так что аргумент участников ВЭД «У меня карточка, я пришел заплатить» больше не работает. Таким способом удалось исключить прямой контакт таможенных служащих и участников ВЭД.

Система электронного декларирования дает возможность подать таможенную декларацию дистанционно через Интернет, это не обязательно делать в регионе присутствия. В качестве положительных трендов в сфере ВЭД представители бизнеса отмечают революцию информационных платформ, объединение цифровых технологий и физических процессов, персонализацию услуг и повышение сложности аналитических систем. Таковы положительные стороны трансформации бизнес-пространства ВЭД.

— Я так понимаю, что есть и отрицательные моменты?..

— Законы и подзаконные акты, «дорожные карты» и прочее, по сути, должны быть направлены на решение главной задачи — построение системы таможенного администрирования, которая была бы эффективной для реализации своих контрольных функций государством и максимально удобной и комфортной для выполнения своих обязанностей участниками ВЭД.

Цифровизация, электронное декларирование, единые лицевые счета (ЕЛС) обязаны упрощать внешнеэкономическую деятельность, делать процедуру таможенного оформления комфортной и доступной для малого и среднего бизнеса.

Обязательно должны быть продуманы варианты работы, позволяющие избежать потерь при технических сбоях в работе систем, введение новых технологий не должно приводить к деградации существующих сервисов.

Мне кажется, возможным решением могло бы стать внедрение CRM-системы в таможенных органах для упрощения условий внешнеэкономической деятельности и раскрытия транзитного потенциала нашей страны.

— Каковы плюсы и минусы работы с ЕЛС для участников ВЭД?

— Раньше при оплате участнику ВЭД надо было вводить множество параметров — указывать конкретную таможню, проводить разбивку платежа по кодам бюджетной классификации. Сейчас средства просто зачисляются на единый счет плательщика ВЭД в Федеральной таможенной службе. Как результат работать с ФТС стало намного проще. Для понимания — личный кабинет участника ВЭД похож на личный кабинет физического лица в Федеральной налоговой службе, которым сегодня пользуются около 30 млн россиян.

— Минусов у новой системы ЕЛС нет или говорить о них не будем?

— Минусы есть всегда, как говорят, кто ищет, тот всегда найдет. Вопрос: это временный промах или принципиальная недоработка?

Централизация — это безусловный плюс, единый счет авансовых платежей — плюс.

Деволюция существовавшей системы уплаты, отказ от развития системы прямых платежей, переход только к авансовой системе уплаты налоговых платежей — тезис спорный, он не всеми воспринимается однозначно позитивно. Крупным корпоративным клиентам (и не только им) важна прозрачность системы финансового учета — здесь с авансами неизбежно возникают сложности. Проблемы возникают и у филиалов компаний при одновременном оформлении разных партий товара. Имущество участника ВЭД — авансовый платеж — списывается сотрудником таможни с общего единого счета.

— Не привело ли введение единых лицевых счетов к оттоку клиентов «Таможенной карты?

— Мы отметили изменения в структуре клиентов. Система единого лицевого счета удобна прежде всего для клиентов с небольшими и разовыми платежами. При этом, если компания нуждается в четкой, удобной и прозрачной системе оплаты и учета таможенных платежей, она обращается к нашей платежной системе.

— Стало ли больше сложностей с продажей услуг?

— К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что клиенты не всегда могут самостоятельно просчитать экономическую эффективность потребляемых услуг и соотнести ее с затратами.

Мы предоставляем клиенту полный комплекс услуг: электронное декларирование, услуги оператора электронного документооборота (ЭДО) — передача данных в ФТС, электронная цифровая подпись (наш удостоверяющий центр является аккредитованным и входит в список доверенных удостоверяющих центров ФТС), обеспечение обязательств участников ВЭД — и использование финансовых инструментов везде, где того требует взаимодействие участников ВЭД и таможни.

Что интересует крупных корпоративных клиентов в сфере ВЭД? Прозрачность платежей и простота интеграции системы уплаты в общую систему корпоративных финансов. «Таможенная карта» обеспечивает точное соотношение между документальным основанием и платежными документами; предоставляет подтверждение и автоматизацию процедуры оплаты «внутри» плательщика. Данные услуги позволяют акционерам, руководству компании быть уверенными, что уплачена ровно та сумма, которая необходима, и платеж проведен без задержек.

Наши клиенты платят за сервис. Мы предоставляем комплексные решения, позволяющие участникам ВЭД пользоваться всеми преимуществами цифровизации ФТС, раскрывать весь потенциал в отношении объемов информации, мобильности, скорости и прочих параметров с учетом финансовых инструментов, возможностей финансовых институтов. В комплексе это позволяет сделать таможенное оформление комфортным, удобным и эффективным.

— Какова роль банков в платежной системе?

— Банки являются участниками платежной системы «Таможенная карта». Участник ВЭД приходит за картой не к нам, а в банк-эмитент. Обслуживание участников ВЭД — ведение паспорта сделки, конвертация, расчеты — хороший бизнес для банка, продукт «Таможенная карта» занимает достойное место в этой линейке.

— Каков «порог вхождения» в ваш сервис для банка, велики ли затраты на интеграцию в систему?

— Сумма вступительного взноса неизменна и стандартна для всех банков, — 300 000 рублей. Но для небольших банков мы всегда находим возможность отсрочить платежи. Никаких иных выплат, в том числе ежегодных, нет. Один раз заплатил и, пожалуйста, — работай, зарабатывай. Для каждого банка существует личный кабинет, обслуживание является бесплатным и полнофункциональным.

Стоимость интеграции в систему равна оплате рабочего времени уполномоченного сотрудника банка. Если говорить о крупных банках, то структура и размер затрат на автоматизацию процессов взаимодействия зависят исключительно от желаний и потребностей самого банка и его клиентов. Наше дело — дать инструмент для создания банковских продуктов. Мы всегда открыты для предложений со стороны наших партнеров и готовы к реализации смелых проектов, как это было со Сбербанком. Результатом нашего сотрудничества стало появление в линейке банка виртуальной таможенной карты, которая выпускается в течение нескольких минут после обращения клиента. Первая виртуальная карта была выпущена в октябре 2015 года, а сегодня этот продукт пользуется спросом и доказал свою состоятельность. К выпуску виртуальных таможенных карт присоединились Росбанк, Райффайзенбанк, Совкомбанк и ряд других банков.

— Если обслуживание бесплатное, почему у вас сейчас 60 банков-агентов, а было существенно больше. Отзыв лицензий «выкосил»?

— Да, выбыли банки, у которых отозвали лицензии. Сегодня наши партнеры — крупные кредитные организации, среди которых ведущие госбанки, банки с иностранным участием. Отдельно отмечу, что сотрудничаем мы и с региональными банками. Одним словом, мы готовы работать со всеми финансовыми институтами, которые заинтересованы в развитии сервисов для своих клиентов.

— Растет или сокращается количество участников рынка ВЭД? Каковы прогнозы на среднесрочную перспективу и как они коррелируют с вашим бизнесом?

— По нашим оценкам, активных участников ВЭД — около 75 тыс., более оптимистичные оценки дают показатель до 100 тыс. Объемы платежей по экспорту и импорту примерно сопоставимы, при этом 80% объема рынка в денежном выражении «генерят» 20% клиентов. Несмотря на цифровизацию, прослеживается тенденция ухода с рынка мелких и средних игроков.

Для нас создание специализированных продуктов для сектора МСБ — одна из текущих задач, над которой мы активно работаем. Хотим, чтобы строить бизнес в России стало проще, если мы можем со своей стороны что-то для этого сделать — мы найдем, как.

— Вы отслеживаете, как показатели ВЭД, в том числе в кризисные годы, отражаются на бизнесе?

— Мы ежегодно растем на 10–15%, даже на падающем рынке. В 2015–2017 годах рынок оценивался в 4 трлн рублей. В 2018 году был существенный рост — до 6 трлн рублей. Прогноз ФТС на 2019 год — падение до уровня 5,8 трлн. Динамика по первому кварталу, по данным ФТС, разнонаправленная: экспорт вырос на 1,4%, импорт снизился на 2,4%, за четыре месяца 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 1,8 млрд рублей.

— Вы вложили много сил в создание экосистемы ВЭД. Как идет процесс, понадобится ли трансформация в связи с цифровизацией ФТС?

— Сейчас клиент стремится получить весь пакет услуг в одном месте, он не хочет вникать в детали, его не интересуют сложности. Груз должен быть перемещен из пункта А в пункт Б. Платежи, таможенное оформление, логистика — это всего лишь звенья. Проблемы таможенного представителя, логиста, перевозчика, банка, да и таможенного инспектора в этом мире никого не волнуют. Не будет эффективной совместной работы }— товар, найдет иной путь.

— Вы планируете продавать свой продукт самостоятельно?

— Таких планов сегодня нет. Продажи таможенной карты построены через профессиональных участников рынка, наши услуги — прежде всего для них. При этом, как я уже отмечал, мы открыты к предложениям. Мне видится перспективным направлением продажа наших сервисов в концепции White Label — что-то подобное мы уже реализовали со Сбербанком, когда таможенная карта продается внутри онлайн-кабинета Сбербанка. Клиент, пребывая в привычной среде, даже не замечает, что провайдером услуги является не банк, а его партнер.

— Какие новые услуги вы готовы предложить клиентам?

— Мы постоянно работаем над развитием сервисов. Наш флагманский продукт — по-прежнему таможенная карта. В продуктовой линейке — личный кабинет участника ВЭД, программа электронного декларирования, электронная подпись, консультирование участников ВЭД.

В перспективе задача состоит в том, чтобы совместно с финансовым партнером предложить участникам ВЭД целевое краткосрочное кредитование, что стало бы для бизнеса простым выходом из ряда форс-мажорных ситуаций. В любом случае мы постоянно находимся в поиске новых возможностей для развития, ибо тот, кто не идет вперед, неизбежно откатится назад, а это не наш случай.

Банковское обозрение