17.02.10

Новая эра электронного декларирования внешнеэкономических грузов.

На вопросы журнала "Логинфо" отвечает Елин В.А., к.т.н., Председатель совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп"



1. Как деятельность SLG стыкуется с реализацией Концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе? Испытала ли компания сложности в связи с реорганизацией таможен столицы и Подмосковья?

Ответ: ЗАО "Смарт Лоджистик Групп", в английском коротком варианте www.SLG.ru , понимает необходимость переноса таможенной очистки ряда товарных групп на территории, приближенные к Государственной границе Российской Федерации до 2009 года, а с 1 января 2010 года, теперь и к границам Таможенного Союза. Концепция о переносе таможенного оформления была ранее разработана специалистами ФТС РФ и в основном описана на сайте ведомства. Она была принята на Коллегии ФТС РФ ещё 29 августа 2008 года, в пятницу. Весь процесс перевода таможенного оформления в рамках Концепции ФТС РФ предполагает, что до 2020 года основной объем товарных потоков, поступающих в Российскую Федерацию, будет оформляться на территориях, приближенных к Государственной границе. На сегодняшний день осталось 10 лет для того, чтобы осуществить данный, поистине грандиозный, план переселения таможенного оформления. По расчетам экспертов из Таможенного Союза для реализации данного проекта ФТС РФ понадобится не менее 12 лет и примерно 1.0 млрд. рублей из расчета на 1-го сотрудника таможни четко и честно работающего на периметре в будущем модернизированной, структурно и социально обеспеченной Государственной границе, теперь уже Таможенного Союза! Учитывая, что 2 года "съел" Мировой финансовый кризис, необходимо поспешать.

ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" полностью готово к работе в рамках другой Концепции по оптимизации таможенных органов в Московском регионе, подчиненных Центральному таможенному управлению на 2010-2011 гг. Для этих целей мы открыли современный СВХ на территории крупнейшего в Европе ПЛК "Северное Домодедово", оборудовали его самым современным и производительным оборудованием, системами высотного стеллажного хранения, универсальной WMS-системой с применением штрих кодов, автоматизированной системой рентген сканирования грузов, с применением последних новинок в технологиях электронного декларирования "Альта-Про" через Интернет ЭД2. На основе системы электронного декларирования появилась возможность осуществлять таможенную очистку и на территориях приближённых к Государственной границе Таможенного Союза. А с учетом того, что на территории СВХ ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" имеются Посты ветеринарного и фитосанитарного контроля Россельхознадзора, а так же лицензированный склад фармацевтических препаратов с независимой фармацевтической лабораторией, аккредитованной при Росстандарте, и отделение ПБ-Банка со скоростной системой проводок таможенных платежей "Зеленый Корридор", то наши возможности СВХ только расширились для участников ВЭД, ушедших из Москвы согласно реформе ЦТУ для московских таможен, и работающих сейчас в Московском области и дальнем Подмосковье.

2. Как долго и насколько успешно используется электронное декларирование? Сколько ЭГТД оформлено за 2009 год?

Ответ: Попытки создать систему электронного декларирования (ЭД) ведутся достаточно давно. Первый опыт можно отнести к ноябрю 2002 года. Как раз в начале 2002 года был принят Закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП) и лишь в конце того же года первые попытки оформить первую в истории ЭД торжественно состоялись на таможенном посту "Каширский" МЮТ ЦТУ в Москве. Теми разработками по ЭД руководил наш коллега, высокопрофессиональный человек и основатель компании "Норд-Ост" Синюков Анатолий Федорович. Причем, его технологии до сих пор используются при удаленном выпуске товаров на границе РФ.
Прошло примерно, еще два года и в июле 2004 года на Чертановском таможенном посту в Москве начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. Затем в течение нескольких лет система электронного декларирования, больше похожая на систему электронного информирования, по словам специалистов, действовала на все больших территориях Российской Федерации. Но, по истине активное развитие может получить электронное декларирование после выхода в свет от компании "Альта-Софт" программы для электронного декларирования "Альта-Про" и "Крипто-Про", так называемой версии ЭД-2 для работы по открытым интернет каналам через уполномоченных операторов с ГНИВЦ ФТС РФ и подразделениями Таможен. В настоящее время, как и наши партнеры "Альта-Софт", СВХ ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" является сертифицированным оператором для передачи ЭД-2 в таможенные органы с учетом использования ЭЦП и системы скоростных расчетов "Зеленый Коридор".
Через основного разработчика ЭД-2, компанию "Альта-Софт" первые единичные декларации начали пересылать в июле 2009 года, в августе того же года их было еще совсем мало, а с сентября 2009 г. пошел рост с удвоением каждые 2-3 недели.
На темпах роста сказывается и увеличение числа подключившихся фирм, и освоение декларантами новой технологии, и подключение к системе все новых таможенных постов и усилия ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" и компании-партнера "Альта-Софт" по проведению открытых семинаров и конференций, посвященных внедрению технологии ЭД2.
Сейчас с одной только "Альта-Софт" заключили договоры более 500 фирм или более 10.000 декларантов имеющих собственные ЭЦП по всех России!
СВХ ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" первую свою ЭД-2 оформило в аккурат перед новым годом, то есть 8 декабря 2009 года. И теперь мы ведем активную работу с нашими клиентами участниками ВЭД по переходу на электронное декларирование большинства импортных и экспортных поставок. При этом, мы активно продвигаем как партнерский продукт ЭД2 от "Альта-Софт" для работы с нашим СВХ и квалифицированными декларантами при удаленном доступе, так и на территории СВХ ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" через собственные, аттестованные каналы доступа с ГНИВЦ ФТС РФ и удаленным Таможенным постам на территории ПЛК "Северное Домодедово". В самое ближайшее время ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" приступит к удаленному выпуску товаров на пограничных пунктах в Смоленске, Брянске, Выборга и других оборудованных для технологии ЭД2.

3. На ваш взгляд, в чем преимущества системы ЭД-2? Сколько средств было затрачено на новое программное обеспечение и оборудование рабочих мест, сулят ли эти траты выгоду в дальнейшем?


Ответ: Преимущества ЭД-2, если коротко, то это следующий этап развития электронного декларирования в России. Это более совершенная программа по сравнению с ЭД-1, более защищенная, а внедрение ЭД-2 значительно облегчит проблему ускорения таможенного оформления на границе, как подтвердил один из начальников приграничной таможни на нашей Конференции. При внедрении ЭД-2 мы исходим из того, что теперь специалистам по таможенному оформлению не обязательно будет переезжать на границу, они могут оставаться на прежних местах в своих офисах в любой точке Российской Федерации. На границе будут лишь дежурить доверенные лица. Про средства, затраченные на ПО и оборудование рабочих мест: эти затраты несущественные. Судите сами: стоимость модернизации программ (разница в цене от обычной версии составляет 1-2 тыс.руб. за рабочее место, а при подключении замена выполняется бесплатно), стоимость программы "Крипто-Про" (1.8 тыс.руб. за одно рабочее место), ну и пакет ЭД-услуг (пока минимальный пакет, 3-5 т.р. на всех) - вот и все затраты. Т.е. по 2-3 т.р. за подключение одного рабочего места. Технология ЭД2 крайне интересна и экономически обоснованна для малых предприятий, и компаний только начинающий свою внешнеэкономическую деятельность.
Надо особо отметить, что эти затраты вложений в ЭД2 справедливы, если брокер или участник ВЭД работает через сертифицированного оператора. Если же брокер или владелец СВХ сам планирует стать этим оператором, что в некоторых случаях крайне необходимо, то придется выложить за оборудование и программный продукт около 500 тыс. руб. и ежемесячное обслуживание и штат IT-менеджеров. Всё это экономически эффективно для центров таможенного оформления, расположенных непосредственно при Таможенных постах и СВХ в крупных логистических парках, таких как ПЛК "Северное Домодедово", "Пышма", "Биек Тау", "Толмачево" от Евразии логистик - www.ealog.ru. А это уже совсем другая история.

4. Благодаря чему удается снижать транспортные издержки при управлении цепочками поставок в Вашей компании?

Ответ: На период кризиса есть несколько практичных способов снижения транспортных издержек при управлении цепочками поставок.
" использование наемного транспорта даже по одному маршруту на тендерной основе. В этом случае всегда находится перевозчик или частный владелец грузового транспортного средства, который выполнит перевозку по необходимому маршруту по минимальной цене.
" получение дополнительных скидок от страховых компаний, страхующих груз в пути. Это важная экономия для маршрута перевозки, особенно для дорогих товарных партий.
" интересна так же поставка попутных грузов. Если партия небольшая, но Вы находите не до запаленного грузом перевозчика, то есть шанс получить хорошую цену за небольшую поставку.
" использовать грузовики на протяженных маршрутах с более экономичными двигателями. Так Импортный грузовик при одном и том же тоннаже перевозок экономичнее, примерно на 15 литров из расчета на 100 км пути. Умножив эту экономию на 10 получим, что на среднестатистическом отрезке в 1000 км. экономия составляет, примерно 150 литров на маршрут.

5. Какие перспективы просматриваются в связи с созданием Таможенного союза?

Ответ: Если все будет так, как декларируют наши руководители Государств и организаторы создания Таможенного Союза (ТС), то перспективы действительно радужные. Один экономический эффект от объединения в ТС чего стоит, как заявляют аналитики, это 400 млрд. долл. США по курсу ЦБ РФ на момент анонсирования этих расчетов! Но и это еще не все. Значительный импульс получит внутренняя торговля, унифицируются таможенные и внешне торговые стандарты, увеличится обмен квалифицированными человеческими ресурсами и технологиями для государства, входящие в Таможенный Союз. Появится дополнительный внутренний конкурентный эффект для компаний по всем видам услуг, уменьшится стоимость традиционной группы товаров для потребителей и все за счет снятия внутренних границ и разницы стоимости рабочей силы участников ТС. Это будет хорошей прививкой всех экономик ТС перед будущим вступлением ТС или её отдельных государств в ВТО. Мои оценки оптимистичны на счет Таможенного Союза. А для активных участников ВЭД Таможенный Союз это просто Клондайк!

6. В каких городах или крупных транспортных узлах страны компания планирует создать логистические комплексы?

Ответ: Перед кризисом мы вели активные переговоры с Евразией Логистик на предмет открытия собственных представительств в ПЛК принадлежащих этому крупнейшему в России складскому девелоперу. Тогда, в августе 2008 года, речь шла о Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани. Но ощущение приближения кризиса к границам России не позволило подписать уже полностью согласованные контракты с нашими юридическими отделами. В сентябре-октябре мы полностью осознали, что экспансия в регионы просто опасна. Время подтвердило наши опасения. Так ряд логистических компаний принявших решение идти в регионы в период начала кризиса разорились, другие компании потеряли много денег и сжались в размерах.

Мы же свое региональное развитие перенесли на более удачное время. Скорее всего, это будет в период с середины 2011 г. по 2012 год. Мы выйдем в первую очередь в регионы, где есть складские комплексы Евразии Логистик. А где их нет, мы будем вести переговоры с другими сетевыми складскими девелоперами, например c MLP или Raven Group.

Мы так же планируем запуск нового логистического проекта, который в целом будет оформлен к середине этого года. Если все будет в этом проекте сбалансировано, имея ввиду риски, на пока еще не очень активном рынке, клиентская база, и соответствующие инвестиции, то экспансия в регионы ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" может начать и в этом 2010 году.

Интервью вела Ирина Фурсова, журнал" Логинфо".