08.04.11

Как заработать треть триллиона долларов для России?!

Елин В.А., к.т.н., председатель совета директоров ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (SLG)

Ещё не успели толком раскрыться внутренние таможенные границы между странами-участницами Таможенного союза,а таможенные службы дружественных государств думают, как нагреть «Большого брата»!? И это понятно, что Россия-матушка велика от края до края, потому и не поворотлива. А как обеспечить достойную конкуренцию при таких безграничных возможностях дружественным государствам - не хватаетидей в виде конкретных проектов. И дело не в том, что этих идей и проектов нет. Они конечноесть, и даже с избытком. Но идеи эти и проекты крайне тяжело реализуемы, потому что, сколько бы ты ни обращался к российским чиновникам, они всегда найдут повод тебе обоснованно отказать.Возможно, так происходит потому, чтонефть и газбезудержно растут в цене, как и все виды товаров, соответственно и налоги на доходы от таможенного оформления импорта и экспорта, внешней и внутренней торговли идут в рост.Идиллия какая-то - для государства в целом, и для бюджета в частности!Это как раз и расслабляет, не дает возможности адекватно оценивать действительность, создавать конкурентные и комфортные условия для работы участников ВЭД, предпринимателей и других резидентов Российского рынка.

Наши партнеры по Таможенному союзу давно подсчитали, что после объединения у каждой из сторон появится не так много возможностей оттянуть на себя часть огромного одеяла в виде импортно-экспортных потоковчерез национальные границы Таможенного союза. Для Казахстана, с его мобильной финансовой системой, не обремененным избыточным бюджетным планом, с последовательной экономической политикой, меньшим налоговым бременем на бизнес чем в России, есть один шанс. А именно, сделать более дешевым и выгодным приграничный сервис для китайских потоков.Сыграв, тем самым, на своем удачном местоположении между Китаем, кузницей мировых товаров, и Россией,«Большим братом» и потребителем этих самых товаров. Эффект по перетеканию предпринимателей и участников ВЭД на приграничные территории Казахстана усиливает и экономическая составляющая в виде невысокого, по сравнению с Россией, НДС.В Казахстане он составляет всего 12 %, а в России - 18%. Почувствуйте разницу, особенно при гигантских внешнеторговых оборотах с Китаем!

Другой нашсосед тоже время попусту не теряет. Белорусские таможенники у «Батьки» очень вымуштрованные ребята. Взяток не берут по идеологическим соображениям, а может и из принципа. По-видимому, трудолюбивым и морально стойкимофицерам Белорусской таможни действительноза Державуобидно! Как их российскому коллеге Верещегину из кинофильма «Белое солнце пустыни». В Белоруссии таможенный сервис комфортен, быстр и разумен. Цены на услуги для участников ВЭД на границе с Польшей разительно отличаются от ценников за «калитку» на СВХ в Смоленске, Брянске, Пскове, или в Торфяновке под СПб. Эти услуги по цене, разумеется, отличаются в меньшую сторону. А если везешь импортный груз честно тебе бонус - пролетай, как скоростной поезд «Сапсан»,без лишних остановок и проблем! Что еще нужно для нормальной жизни и комфортного бизнесалюбому, и не только российскому участнику ВЭД?!

Жаль, что наши таможенники не успеют перестроиться для участия в новом распределении внешнеэкономических потоков у наших же государственный границ Таможенного союза - слишком высока инертность.Кроме всего прочего, российской таможенной службе нужна какая-то прорывная идея, реалистичный и быстро внедряемыйприграничный проект!Я не беру в расчет проект-концепцию: строительство таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) на приграничных территориях в Российской Федерации. Идея эта не нова, а посему она может быть скоро даже и не нужна.Особенно в случае скоропостижного вступления России в ВТО в 2011 году, как уверенно утверждает торговый представитель США. Что в свою очередь приведет к будущей возможной быстрой интеграции с Европейским экономическим пространством. А как мы знаем, внутри Европейского союза ни каких европейских ТЛТ не имеется. Так как во всем цивилизованном мире большинство логистических и таможенных центров сосредоточено в пригородах крупных мегаполисов, или в портовых зонах.

Какая же идея могла бы стать прорывным и быстро реализуемым проектом для таможенной системы России? А вот какая. Называется эта идея, или лучше сказать технология - ЭД-3. Или электронное декларирование 3-го поколения через сеть Интернет. Суть технологии ЭД-3 заключается в модернизации уже аттестованной ГНИВЦ ФТС РФ и активно действующей на территории Российской Федерации технологии ЭД-2 оформления электронных деклараций через Интернет. Но в ЭД-3 оформление электронных деклараций будет проводиться с использованием моментальной оплаты таможенных платежей на основе существующих платежных систем.Технология ЭД-3 позволит участникам ВЭД оплачивать таможенные платежи в режиме 24х7 в любой точке Таможенного союза, включая его приграничные территории. ЭД-3 позволит участникам ВЭД автоматически следить за состоянием счета-депозита для оплаты всех таможенных платежей. В конце концов, технология ЭД-3 даст самим таможенникам инструмент дляежеминутного онлайн-мониторинга платежей в масштабе всей страны.

В идеальном варианте, чтобы не отставать от развитых стран «большой семерки»,мы должны шагнуть дальше с электронным декларированием через Интернет - активно внедряя уже сделанные наработки в этой сфере. А именно, взяв за основу концепцию внедрения электронного декларирования любой из стран G7,использовав их опыт, применить его к нашей стране.

Возьмем для примера, американский опыт формирования системы электронного декларирования. Вот их основные тезисы в период внедрения электронного декларирования (взято из статьи К.А.Корнякова «Зарубежный опыт таможенного контроля и транспортных средств»):

• создание единого федерального пространства сбора, накопления и анализа таможенной информации;
• обеспечение надежной защиты государственных интересов, осуществление эффективного контроля над ввозом и вывозом товаров;
• организация единого центра управления финансами таможни;
• ускорение выполнения всех процессов для снижения затрат на проведение таможенных процедур и повышения эффективности работы таможенных органов;
• достижение лидирующей роли США в области международной торговли.

Звучит очень разумно. Кроме того, эти принципы и технологии испытаны временем. Причем, все необходимое для реализации такого проекта у России, в той или иной форме, есть. Кстати, «Зеленый коридор» по-американски, это время 5-10 секунд для пересечения границы с грузом!!! А теперь представьте себе, что после внедрения системы электронного анализа данных, электронного декларирования и электронного оборота документов таможенные органы СШАв первый год внедрения системы получили экономический эффект, равный чуть ли не 20% от ВВП страны.

Для сведения, ВВП России за 2010 год, согласно данным Росстата, составил44.5 трлн. руб. Кстати, не самый лучший год после кризиса. Получается, что доходы от комплексного внедрения электронного декларирования следующего поколения в РФ в совокупности с реализованными тезисами и технологиями, как в США, дало бы экономический эффект России, эквивалентный315 млрд. долл. США в год! Так может нам сырую нефть и газ не качать за копейки, а взяться и модернизировать таможенную систему в государстве? Экономический эффект будет невероятным и ежегодним!!!