10.04.07

Без простоев

Ведомости

Чиновники заметили огромные очереди грузовиков, периодически вырастающие на границе. Первый вице-премьер Сергей Иванов предложил производить их растаможку на специальных терминалах. А чтобы по пути к ним фуры не пропали, оснастить их маячками ГЛОНАСС.

Более 3 млрд руб. потеряли в 2006 г. российские автоперевозчики из-за простоя транспорта при таможенном оформлении грузов, заявил замминистра транспорта Евгений Москвичев на совместной коллегии Минтранса и Федеральной таможенной службы. Убытки автоперевозчиков за год выросли вдвое, передает “Прайм-ТАСС”.

В России 190 автомобильных пунктов пропуска (АПП), но основной трафик приходится на 14. Однако число пунктов будет не расти, а сокращаться. Их “слишком много”, уверен первый вице-премьер Сергей Иванов. ФТС предлагает закрыть 73 АПП, заявил замглавы службы Владимир Малинин.

Рецепт есть у Иванова. Нужно выделить из общей очереди на границе туристов и частников, передает “Интерфакс” его слова. А растаможку фур вести не “в узком горлышке” автомобильного пункта пропуска, а в крупных логистических центрах внутри страны. Чтобы грузы не пропадали по дороге, он предлагает “на каждую фуру вешать маяк в виде ГЛОНАСС”, а “если фура по дороге в крупный таможенный терминал куда-то свернет, то санкции должны быть разорительными”.

В России огромное число таможенных пунктов, но через некоторые проходит несколько машин в день, говорит источник, близкий к ФТС. Периодически снижается пропускная способность АПП на западном направлении, сетует замгендиректора “Совтрансавто” Андрей Бражкин. Пробки образуются из-за сезонного увеличения поставок, ужесточения правил транзита через Белоруссию, рассказывает он.

Чтобы улучшить процедуру растаможки, Иванов требует отделить от таможни коммерческие функции. Сейчас, говорит он, существует “большое количество околотаможенных услуг, где фирмы-посредники предлагают те или иные "услуги" за быстрое прохождение границы, растаможку”. В 2006 г. Генпрокуратура обнаружила в помещениях таможен компании, занимающиеся растаможкой товаров. Здания некоторых таможен принадлежат коммерческим структурам, поясняет источник, близкий к ФТС.

Особенно тесное сотрудничество у ФТС с “Ростэком” и с “С.В.Т.С.”, рассказывает источник, близкий в ФТС. Так, на сайте “Ростэка” говорится, что на его долю приходится более 60% ежегодных капиталовложений, выделяемых на проектирование и строительство объектов таможенной инфраструктуры. Учредителем ФГУП “Ростэк” был ГТК. Фонд “С.В.Т.С.” занимается благотворительностью, помогает ветеранам, а коммерческой деятельностью — лишь компании, учредителем которых он является. Никакой аффилированности с ФТС у компании нет, говорит источник, близкий к фонду. Начальник управления по связям с общественностью ФТС Александр Смеляков заявил, что у “Ростэка” или структур “С.В.Т.С.” нет преференций при растаможке, выходящих за рамки законодательства. Но на некоторых постах у них просто нет конкурентов, говорит Елена Белозерова из “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”.

--------------------------------------------------------------------------------

БЕДНАЯ ЖЕЛЕЗКА

У российской железной дороги почти нет пунктов пропуска, отвечающих современным требованиям, посетовал Иванов, передает “Интерфакс”. Из 59 железнодорожных пунктов пропуска только четыре удовлетворяют требованиям, предъявляемым таможенными органами.

Филипп Стеркин

Ведомости 10.04.07