Белорусский транзит
28 августа в Ярославле состоялось заседание коллегии Таможенного комитета Союзного государства. В нем приняли участие руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов и председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Александр Шпилевский. Об этом сообщила пресс-служба таможенного ведомства России. Ярославль неслучайно был выбран местом проведения заседания: доля товарооборота с Беларусью во внешнеторговых операциях предприятий Ярославской области составляет более 30%. А после создания транспортно-логистических терминалов Ярославль надеется получать ещё больше выгоды от торговли с Беларусью и транзита.
Тема транзита товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь, была первой в повестке дня заседания. Также обсуждались следующие вопросы: обмен_ информацией между таможенными службами; проведение мероприятий по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза; действия должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля над ввозом и вывозом товаров, в отношении которых установлены запреты или ограничения; контроль над временным ввозом и вывозом транспортных средств; и другие.
Республика Беларусь является естественной транзитной территорией для импортно-экспортных перевозок между Россией и странами Европейского Союза. Белорусский транзит имеет свою многолетнюю и непростую историю.
Для участников внешнеэкономической деятельности, работающих на рынке товаров народного потребления, наибольший интерес представляют автомобильные перевозки из Европы. В автопоезд, фуру, рефрижераторную фуру легче всего собрать партию товара, а доставка занимает минимальные сроки. И прямая дорога, к примеру, из Польши, где расположено большое количество консолидационных складов, лежит через Беларусь.
Но было время, когда российские импортёры сталкивались с огромными проблемами и рисками. Таможенные органы Беларуси могли задержать груз под предлогом недостоверного декларирования и даже конфисковать его в пользу бюджета своей страны! При этом вопросы недостоверности декларирования могли быть спорными, а нарушения – незначительными, никак не тянущими на полную конфискацию товара. Но российским предпринимателям оказывалось непросто найти правду в таможенных органах и судах Беларуси.
Тогда российский бизнес отреагировал переключением транспортных потоков. Грузы из Европы пошли не через Беларусь, а через Прибалтику. Это сказалось на экономике Беларуси неблагоприятным образом. Многие белорусские перевозчики потеряли заказы. К тому же, такие напряжённые отношения в сфере транзита грузов препятствовали интеграции экономик и союзным отношениям России и Беларуси.
Белорусское правительство в этих условиях сделало правильный и своевременный шаг. В 2006 году процедура транзита была значительно упрощена, а права таможенных органов Беларуси в отношении задержания транзитных грузов ограничены. Было установлено, что белорусские таможенники могут проверять соответствие документации только относительно четырёх параметров груза: наименования, веса нетто, веса брутто и количества мест. Таможенная стоимость перестала быть объектом проверки при транзите.
Это логично и целесообразно, так как таможенные платежи взимаются в месте доставки, там же стоимость проходит комплексный контроль. А ведь нередки были случаи, когда белорусские таможенники производили конфискацию направлявшихся в Россию грузов именно под предлогом недостоверно задекларированной стоимости!
В связи с упрощением порядка транзита прогнозировался рост перевозок через территорию Беларуси. Но участники рынка поначалу отреагировали на нововведения с недоверием. Еще довольно долго значительные объёмы грузов шли через страны Прибалтики.
Органы власти продолжали работу над урегулированием вопросов транзита. 29 июня 2007 года в Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь. 5 апреля 2009 года Соглашение было ратифицировано законодательными органами с российской стороны.
Со временем российские импортёры и экспортёры убедились в надёжности белорусского транзитного коридора, и сейчас большая часть автогрузового сообщения с Европой проходит через территорию Беларуси.
Дальнейшее упрощение процедур транзита, снятие барьеров в торговле и перевозках позитивно скажется на становлении Союзного государства.
Время союза ; 07.09.09