15.01.10

Электронное декларирование и правовое регулирование в рамках Таможенного Союза

Конференция на тему: "Электронное декларирование и правовое регулирование в рамках Таможенного Союза", которая состоится на территории распределительного центра ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" в ПЛК "Северное Домодедово" будет первой в Российской Федерации после начала работы Таможенного Союза. На ней будут выступать и отвечать на вопросы реальные организаторы и участники работы основ Таможенного Союза.

Конференция организованна ЗАО "Смарт Лоджистик Групп", ООО "Евразия Логистик" и ЗАО "ПВ-Банк" все участники и пригашенные узнают много нового и интересного относительно организационных и правовых аспектов настоящего и будущего Таможенного Союза. Узнают о новых технологиях по электронному декларированию и формах скоростной оплаты таможенных платежей и о многом другом, связанном со Внешнеэкономической деятельностью в новом 2010 году на территории Таможенного Союза.

С 1 января 2010 года приступил к работе Таможенный Союз в рамках Евразийского экономического сообщества в составе России, Казахстана, Белоруссии.

Высшим oрганoм Тамoжeннoгo союза является Межгосударственный Совет нa уровне глав государств. Единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза является Комиссия таможенного союза. Комиссия исполняет решения, принятые высшим органом ТС, осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию ТС, разрабатывает при участии правительств Сторон рекомендации для высшего органа ТС по вопросам формирования и функционирования ТС, обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ТС.

На первом этапе формирования Таможенного союза с 1 января 2010 года вступили в силу Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании и Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Единый таможенный тариф Таможенного союза, который базируется на Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС), содержит ставки ввозных таможенных пошлин, взимаемых на территории трех государств-участников Таможенного союза в отношении товаров, ввозимых из третьих стран.

Также с 1 января 2010 года вступает в силу Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками Таможенного Союза (Единый перечень). В связи с этим странам-членам таможенного союза необходимо обеспечить внесение соответствующих изменений в национальные нормативные акты и обеспечить функционирование системы таможенных органов в новых условиях с 1 января 2010 года. Должны быть внесены соответствующие изменения в некоторые нормативные акты (более 80 актов), а также признаны утратившими силу некоторые постановления Правительства Российской Федерации (более 130 актов). Актуализации требует 111 ведомственных приказов и 11 ведомственных распоряжений. Следующим значительным этапом формирования Таможенного союза станет введение в действие Таможенного кодекса ТС, Договор о котором был принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17. Этим же решением определена дата вступления его в действие – 1 июля 2010 г. Сторонам договора предписано в срок до 1 июля 2010 года обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза. Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, председатель подкомитета по таможенному регулированию Госдумы Александр Коган разъяснил, что вместо Таможенного кодекса РФ могут быть приняты либо закон о таможенном регулировании, либо закон о таможенных органах.

В течение ближайших месяцев предстоит урегулировать вопросы, связанные с взиманием вывозных таможенных пошлин, взиманием косвенных налогов, функционированием системы контроля со стороны иных органов (ветеринарных, карантинных и т.п.), введением механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.

С 1 июля 2010 года планируется отменить таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которые будут перемещаться в пределах территории ТС. Следовательно, можно говорить о формировании единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. К этому сроку должен быть осуществлен перенос таможенного контроля на внешние границы Республики Беларусь. Перенос таможенного контроля на внешние границы Республики Казахстан планируется к 1 июля 2011 г.

Завершающим этапом будет создание единого экономического пространства.

В связи с началом работы Таможенного союза особую актуальность приобретают современные методы и технологии оформления и обработки товаров, пересекающих границы Таможенного союза. В том числе, технология электронного декларирования (ЭД), в широкое внедрение электронного декларирования немалый вклад внесла ведущая российская софтверная компания «Альта-Софт», уже более 15 лет специализирующаяся на разработке софта для участников ВЭД.

В 2009 году началось массовое внедрение технологии электронного декларирования таможенных деклараций в практику таможенного оформления. «Зеленый свет» этому процессу был включен разработкой схемы ЭД-2, при которой формализованные документы передаются в ФТС не по дорогостоящим выделенным сетям, а через интернет - хотя и с использованием специально аттестованных шлюзов. В результате любая мало-мальски технически подкованная компания получила возможность соорудить свой собственный шлюз, и не только осуществлять электронное декларирование собственных таможенных деклараций, но и оказывать услуги по таможенному электронному декларированию всем желающим. Это развязало руки разработчикам программного обеспечения (ПО) для декларантов, которые смогли не только построить свои шлюзы, но и снабдить их соответствующим ПО для пересылки данных и взаимодействием с рабочими местами декларантов для упрощения электронного декларирования.

Фирмы, занимающиеся пересылкой ЭД-пакетов, стали называть информационными операторами. Возникновение за короткое время сразу нескольких информационных операторов создало благоприятную среду для здоровой конкуренции между ними, что сразу нормализовало цены на ЭД-услуги и благоприятно сказалось на темпах их роста.

В схеме ЭД-2 документы циркулируют в формализованном, а не в сканированном виде, что позволило органически состыковать ее с привычным для декларанта процессом заполнения документов. В результате переход целой армии декларантов на новую технологию протекает безболезненно, с минимальными усилиями. На рабочее место ставится модернизированная программа декларирования (например, «ГТД-PRO»), декларант заключает договор на оказание ЭД-услуг, подает заявку на ЭЦП (электронная цифровая подпись) - и через месяц (а часто и раньше, задержка связана с получением ЭЦП) приступает к работе.

Использование программы электронного декларирования таможенных деклараций в тандеме с собственным сервером ввода данных (СВД) позволяет компании «Альта-Софт» не только быстро отлаживать взаимодействие между этими компонентами, но и более надежно поддерживать их работоспособность.

Специальные средства онлайн-статистики позволяют декларантам отслеживать движение пакета документов по всему маршруту до таможенного инспектора и обратно, и быстро определять причины задержек. В целом, договора по оказанию услуг таможенного электронного декларирования с «Альта-Софт» заключило уже более 300 фирм, или свыше 1500 декларантов. Количество пересылок ЭД-пакетов в обе стороны за декабрь прошлого года составило более 60 тыс. Судя по работе шлюза «Альта-Софт», каждый месяц поток документов увеличивается более чем в 2 раза. При таких темпах роста в следующем году возможно увеличение потока пересылок почти в 5000 раз!

Для обслуживания растущего такими темпами ЭД-потока потребуются достаточно надежные технологии. Скорее всего, нынешний год испытает на прочность все компании, кто взялся за гуж информационного оператора электронного декларирования. Среди них выживут лишь те, кто сможет при растущей нагрузке обеспечить бесперебойную работу своих клиентов, ведь малейший сбой может привести к остановке декларирования в масштабах страны. В свою очередь, клиенты будут выбирать наиболее надежных операторов, осуществляющих непрерывный мониторинг работоспособности серверов, круглосуточную техническую поддержку и дежурство, а также способных дорабатывать серверный софт в соответствии с требованиями момента. Не исключено, что многие брокеры в конце концов могут отказаться от содержания собственных шлюзов электронного декларирования и переключиться на использование услуг профессиональных информационных операторов.

Создание наднационального органа в лице Комиссии таможенного союза (КТС) дает возможность внести полезные изменения во все этапы процесса таможенного оформления. В частности, разумно и удобно для бизнеса было бы в рамках ТС пересылать ЭД-пакеты не через местных информационных операторов, а через сервер КТС. А уже оттуда эти данные будут пересылаться в национальные таможенные службы. Аналогично можно осуществлять и обратную пересылку. Кроме онлайн-контроля всего товаропотока в масштабе всего Таможенного союза, такая схема позволит непосредственно контролировать взаимодействие национальных таможенных служб с участниками ВЭД, осуществляя своего рода надзор.

Для эффективной и оперативной работы системы электронного декларирования требуется хорошо налаженная процедура оплаты таможенных платежей и других сборов с помощью таможенной карты. Такая система скоростной оплаты «Зеленый Коридор» предоставляется отделением ЗАО «ПВ-Банк», расположенном на территории СВХ ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» в непосредственной близости к месту электронного декларирования товаров пресекающих границу РФ.

Таможенная карта позволяет непосредственно на таможенных постах, где осуществляется таможенное оформление товаров, совершать платежи, взимаемые таможенными органами Российской Федерации. С помощью этой карты можно оплачивать таможенные пошлины и сборы, проценты за предоставление отсрочки (рассрочки) их уплаты, пени, штрафы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, в соответствии с законодательством Российской Федерации взимаемые на таможенных постах. Таможенная карта позволяет избежать необходимости перечисления авансовых платежей, а также значительно сэкономит время на оформление товара.

Ждем всех гостей на нашей Конференции 21 января 2010 года в 14.00 на территории SLG-Домодедово!

Пресс-служба «Смарт Лоджистик Групп»