Антикризисный Таможенный союз
В Москве 9 июня встретятся главы правительств России, Белоруссии и Казахстана для переговоров по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Сообщая об этом на встрече премьер-министров стран СНГ в Астане 21 мая, глава правительства Казахстана Карим Масимов заявил: «Я думаю, что в ближайшее время переговорные группы придут к взаимоприемлемому решению по всем вопросам создания Таможенного союза».
Оптимизм разделяют и другие участники переговоров. Проблема, как любят говорить чиновники, дозрела, и внешние факторы поджимают. Как отметил российский премьер Владимир Путин, «работа Таможенного союза призвана стать важным рычагом преодоления кризиса и возобновления экономического роста».
Следующий шаг был сделан 29 мая в Минске, где на заседании комиссии Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России было заявлено, что таможенный и другие виды контроля будут вынесены с внутренних на внешние границы Таможенного союза с 1 июля 2011 года. Наши страны успешно продвигаются в этом направлении. В Астане говорилось, что надо согласовать 12% позиций Таможенного кодекса, а после заседания в Минске -- всего пять.
Формирование единой таможни на постсоветском пространстве ведется давно, но только в «союзе троих» проект обрел реальные очертания. Об этом шла речь на международной научно-практической конференции «Перспективы создания Таможенного союза (Казахстан, Россия, Беларусь)», прошедшей в конце мая в Алма-Ате. Первая попытка в январе 1995 года осталась благим пожеланием. А вот вторая -- в 2006 году -- стала более продуктивной. За прошедшее десятилетие Россия и Казахстан стали позиционироваться как мощные энергетические державы, а Белоруссия стала основным геополитическим союзником России.
Конечно, три страны -- это даже не все члены ЕврАзЭС. Но нельзя не учитывать, что, как утверждает политолог Юрий Солозобов, именно эта «тройка» обладает почти 83% экономического потенциала СССР и объединенная экономика может резко возрасти за счет восстановления былых экономических связей при снятии ненужных бюрократических барьеров и национальных запретов. Еще при подписании основных документов по Таможенному союзу президент Нурсултан Назарбаев отметил, что только одно выравнивание железнодорожных тарифов позволит увеличить товарооборот и грузооборот между нашими странами на 30%. «Для индустриализации наших стран нам надо раскрывать свои собственные рынки, а не рассчитывать на других. Такая кооперация выгодна всем государствам», -- подчеркнул Назарбаев, выступая на съезде партии «Нур Отан» в мае 2009 года.
Несомненно, что образованию Таможенного союза способствует существование союзного государства России и Белоруссии. Что касается роли Казахстана в формировании новой структуры, то, как отмечает эксперт Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО(У) Леонид Гусев, он активно участвовал в разработке всего «договорного пакета» Таможенного союза, который содержит 37 документов, готовит еще 15 документов, а также занят созданием работоспособных национальных органов по регулированию внешнеторговой деятельности.
Создается и единый центральный орган, который будет справедливо перераспределять финансовые потоки между государствами. Ведь по новым правилам, если, например, груз идет из Китая в Россию и таможенный сбор взяли с него в Казахстане, то деньги предстоит разделить между всеми участниками союза. Сейчас управленческими функциями наделен межгосударственный совет ЕврАзЭС.
В настоящее время завершается разработка единого таможенного тарифа и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень единого таможенного тарифа (ЕТТ) более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций. По словам генсека ЕврАзЭС Таира Мансурова, на предстоящей 9 июня встрече глав правительств будут подписаны шесть международных договоров, а в конце года -- еще один блок документов. Это позволит запустить механизмы сформированного Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с 2011 года.
Время новостей; 08.06.09