13.06.06

Бурачки : оптимизация контроля

Идея оптимизировать работу действующих в пунктах пропуска на границе контролирующих органов, о которой в последнее время много говорилось на самом высоком уровне, начинает получать практическую реализацию.

Первым местом, где это произойдет в рамках исполнения решения Государственной пограничной комиссии от 31 мая 2005 года, должен стать МАПП Бурачки Себежской таможни, расположенный на границе с Латвией. Здесь проведено совещание межведомственной координационной группы во главе с первым заместителем руководителя ФТС России Владимиром Шамаховым, в которую входят также представители ФСБ России, Министерства транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Сегодня наиболее актуальным вопросом становится скорость прохождения грузов через границу. Пока что этот показатель остается невысоким: проектная пропускная способность таможенных постов не соответствует возрастающему потоку грузовых и легковых транспортных средств. К примеру, на МАПП Бурачки по сравнению с 1996 годом количество проследовавших через границу грузовых автомобилей в 2005 году возросло с 49 тысяч до 213 тысяч, рост составляет 435 процентов.

Не менее важной остается и организация государственного контроля по новой схеме с размещением непосредственно на линии движения пунктов пропуска только двух служб - таможенной и пограничной. Поэтому в ближайшее время будут осуществляться меры по введению системы интегрированного контроля. В их рамках намечено внедрение современных технологий государственного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу, создание единой информационной базы данных всех контролирующих органов, а также создание необходимых условий для работы контролирующих органов вне линии движения пунктов пропуска.

Таким образом, создается принципиально новая организационная система, которая предполагает реализацию принципов одного окна (однократное представление информации) и одной остановки (интегрированный таможенный контроль).

Одновременно важную роль играет создание единой автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, а также обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска.

Столь пристальное внимание к Бурачкам связано с тем, что Евросоюз в экономическом взаимодействии с Россией считает приоритетным направлением латвийское. Уже сейчас из трех прибалтийских республик на долю Латвии приходится 45 процентов транзитного грузооборота. Поэтому ФТС России выделены средства на модернизацию, в этом году на МАПП Бурачки будет начато строительство инспекционно-досмотрового комплекса.

Новая схема организации контроля грузов уже отрабатывается себежскими таможенниками: вводится предварительное информирование, декларирование товаров осуществляется в электронном режиме.

В будущем в одно окно на общий сервер в режиме реального времени будет стекаться вся документация всех контролирующих служб. На тот случай, если у таможенного инспектора возникнут сомнения по поводу лицензии или сертификата либо подделки документов, есть возможность пригласить экспертов, которые - это уже сложившаяся мировая практика - располагаются вместе с лабораториями вне таможенной зоны. За счет этих мер можно значительно облегчить процедуры таможенного контроля и снизить время их прохождения с 2-5 часов до 25-30 минут в зависимости от конкретных условий ввоза товара. Резко сократится возможность фальсификации документов, недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости.

По итогам совещания, с учетом всех предложений и мнений, достигнуто принципиальное согласие о преодолении межведомственных противоречий. При утверждении типовой технологической схемы пункта пропуска высказано полное взаимопонимание, подписан соответствующий протокол. Теперь главной задачей становится отработка практических совместных действий.

Николай ВРАГОВ, отдел взаимодействия со СМИ Северо-Западного таможенного управления
Журнал Таможня 9 май 2006г.