27.03.07

В Иркутском областном суде состоялась конференция с участием судей, представителей прокуратуры, таможенных органов и органов ГИБДД (ГАИ) Иркутской области

В начале марта в Иркутском областном суде состоялась конференция с участием судей, представителей прокуратуры, таможенных органов и органов ГИБДД (ГАИ) Иркутской области. Участники обменялись мнениями по поводу давно назревшей проблемы легализации транспортных средств, не прошедших таможенного оформления, имеющих поддельные паспорта транспортных средств, с измененными (перебитыми) номерами двигателя, кузова или индивидуального идентификационного номера (VIN).

Число автомобилей, находящихся как в собственности граждан, так и организаций, с каждым годом продолжает расти. При этом Россия становится и постоянным рынком сбыта автомобилей, похищенных заграницей - прежде всего в Европе, США и Японии. Огромная территория, облегчающая сокрытие и последующее использование угнанных автомобилей, в сочетании с недостаточно результативной деятельностью правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота транспортных средств, привели к закономерному итогу - значительная доля транспортных средств, реализуемых на автомобильных рынках страны, представляет собой «криминальные» автомобили, маркировка номерных агрегатов которых злоумышленниками в кустарных условиях изменяется, а документы, прежде всего паспорта транспортных средств – подделываются. Все они, как правило, попадают на территорию России по серым схемам или вовсе не проходят таможенное оформление.

При этом позже в неприятные ситуации попадают, как правило, не преступники, занимающиеся таким «автомобильным бизнесом», а граждане, приобретающие подобные автомобили. Как правило, покупателями становятся люди с небольшим достатком, чьи финансовые средства не позволяют приобрести новый автомобиль.

В подавляющем большинстве случаев изменения средств идентификации автомобилей обнаруживаются при постановке транспортных средств на учет и снятии их с учета регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД, поскольку совершение регистрационных действий в обязательном порядке сопровождается сверкой фактических номеров агрегатов предъявленного транспортного средства и номеров, указанных в правоустанавливающих документах, прежде всего - в паспорте транспортного средства (ПТС), выданного изготовителем автомобиля, таможенными органами, либо органами ГИБДД.

Несколько реже следы изменения маркировки обнаруживаются при прохождении транспортным средством государственного технического осмотра либо при осмотре транспортного средства сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД (как правило, при подозрении на угон). В соответствии с Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей реализовывает свое право не допускать к участию в дорожном движении, путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов на автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки. Проще говоря, отказывает владельцу в постановке на свой учет его автотранспортного средства с вышеперечисленными дефектами. Более того, возбуждается уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 326 УК РФ «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства», и владелец автотранспортного средства, чтобы не попасть под уголовную ответственность, вынужден доказывать, что он при заключении договора купли-продажи не знал о «перебитых» номерах и обращаться в суд с иском о признании его добросовестным приобретателем автомобиля. Естественно, после приобретения автовладельцем статуса добросовестного приобретателя следующим его шагом становится попытка легализовать свое транспортное средство путем постановки его на учет в ГАИ и получения ПТС.

Начальник правого отдела Иркутской таможни, полковник таможенной службы, Татьяна Татаурова рассказывает: «Проблема существует уже давно. В судебной практике таможенных органов имелись судебные акты, которыми суды обязывали таможенные органы возвращать добросовестным приобретателям изъятые автомобили и выдавать ПТС. После того, как мы стали обжаловать такие решения, ссылаясь на норму таможенного законодательства, запрещающую пользоваться и распоряжаться товаром, не прошедшим таможенное оформление, суды стали в решениях обязывать таможенные органы «выдать автомобиль после таможенного оформления». После вынесения Конституционным судом Определения от 12 мая 2006 года N167-О, в котором указано, что добросовестные приобретатели транспортных средств не являются ответственными за таможенное оформление, в том числе за уплату таможенных платежей, резко увеличилось количество обращений в суды от владельцев транспортных средств с требованием обязать таможенные органы или органы ГИБДД (ГАИ) выдавать ПТС без таможенного оформления и уплаты таможенных платежей. Понятно, что уплачивать значительные суммы таможенных платежей за автомобиль, приобретенный уже в России, человеку, часто до этого даже не знающему, что такое таможня, нет никакого желания. Также всегда были много обращений в судебные органы о постановке органами ГИБДД на регистрационный учет автомобилей, имеющих иные номерные обозначения узлов и агрегатов, чем указано в ПТС, т.е. по сути - при фактическом отсутствии документа (ПТС), удостоверяющего соответствие именно данного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Самые жаркие дебаты в судах между юристами - представителями госорганов и автовладельцев разворачивались по поводу того, имеют ли обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности приобретения имущества (автомобиля), правовое значение для разрешения вопроса о правомерности отказа госоргана добросовестному приобретателю в совершении регистрационных действий в отношении автомобилей с перебитыми номерами, а также не прошедшими таможенное оформление в установленном законом порядке».

В ходе обсуждения на конференции проблемы единообразия правоприменительной практики по вопросу о разрешении судами общей юрисдикции дел об обжаловании действий, решений ГИБДД УВД Иркутской области об отказах в постановке автомобилей на регистрационный учет, было отмечено, что наиболее распространенными в практике рассмотрения судами дел данной категории являются следующие основные правовые ситуации, требующие единого подхода к их разрешению:

1. Отказ органами ГИБДД (ГАИ) в регистрации автотранспортного средства связан с измененными (перебитыми) номерами двигателя или кузова, или индивидуального идентификационного номера (VIN) или всех указанных средств идентификации:

а) с поддельным паспортом транспортного средства;

б) с действительным паспортом транспортного средства, выданным ранее, при ненадлежащей проверке указанных выше идентификационных номеров, когда изменение идентификационных номеров выявлено при прохождении технического осмотра или совершения регистрационных действий по снятию автомобиля с регистрационного учета. 2. Отказ органами ГИБДД (ГАИ) в регистрации автотранспортного средства связан с тем, что автомобиль не прошел таможенного оформления, паспорт транспортного средства на него, представленный для совершения ГИБДД (ГАИ) регистрационных действий, является поддельным, либо не представляется вообще в связи с его отсутствием.

То, что обсуждаемые на конференции вопросы являются актуальными, свидетельствует наблюдающийся в последнее время рост в судейской практике дел данной категории. Так, только за период 2006-2007 годов в Иркутском областном суде на кассационном рассмотрении было около 40 подобных дел. И это, не учитывая того, что сейчас находится в производстве.

В результате анализа юридической природы правоотношений с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации и в целях единообразия правоприменительной практики участниками конференции было принята резолюция, в которой, в частности, отмечено, что ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении (путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов) автомобили и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки. При обращении заинтересованного лица, в том числе добросовестного приобретателя, с иском об устранении препятствий в осуществлении права пользования автомобилем путем возложения на органы ГИБДД обязанности поставить автомобиль на регистрационный учет, следует учитывать, что право на автомобиль никем не оспаривается, органы ГИБДД участником гражданских правоотношений не являются, поэтому требование к ним о признании добросовестным приобретателем не может быть удовлетворено. В данном случае отсутствуют правовые основания и для защиты правомочий собственника, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку пунктом 2 статьи 1 ГК РФ предусмотрена возможность ограничения гражданских прав такого лица на основании федерального закона в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, за автовладельцем остается право выбора: либо его иномарка будет стоять «на вечном приколе» в гараже, либо добровольно уплатить все таможенные сборы, налоги и платежи, в том случае, если его автомобиль не прошел таможенной очистки.

Татьяна Татаурова отметила: «Мне, как юристу-таможеннику, очевидцу становления таможенного законодательства, отрадно, что юридическое сообщество, и в первую очередь, судейский корпус поняли разницу между гражданскими и таможенными правоотношениями и их участниками. На конференции четко прозвучало, что правоотношения, возникающие по поводу государственной регистрации автотранспортных средств в органах ГИБДД, являются административно-правовыми. Факт признания судом автовладельца добросовестным приобретателем сам по себе не порождает для государственных органов обязанностей: для таможенных органов - обязанности выдать паспорт транспортного средства без таможенного оформления автомобиля, а также выдать автомобиль в случае его изъятия, а для органов ГИБДД – обязанности осуществить регистрацию автомобиля. Если гражданин приобрел товар на внутреннем рынке, он вошел в гражданский товарооборот, т.е. стал участником гражданских правоотношений и действует на свой страх и риск. Приобретая подержанный автомобиль, он должен предполагать, что у авто должна быть своя «предыстория» появления на российском рынке. Поэтому покупатель должен с максимальной осторожностью подходить к выбору и покупке своего «железного друга». Заблаговременно побеспокоиться об экспертизе. А если покупка состоялась - нести всю полноту ответственности за приобретение некачественного автомобиля, как и любого другого товара».

Пресс-служба СТУ