Соглашение между ЕАЭС и МЕРКОСУР развернет глобальные торговые потоки с Севера на Юг
Аргентина является одним из старейших торгово-экономических партнеров России в Латинской Америке. В 2013 г. администрация президента Киршнер подписала с Россией договор всеобъемлющего стратегического партнерства, 2015 г. был объявлен перекрестным годом культуры двух стран. Что изменилось в российско-аргентинских отношениях за те полтора года, что у власти стоит оппозиция во главе с Маурисио Макри? Каковы перспективы сотрудничества двух стран? Станут ли ближе МЕРКОСУР и ЕАЭС? Ответами на эти вопросы в интервью с «Евразия.Эксперт» делится Ариель Гонзалес Леваджи, аргентинский политолог, один из основателей аргентинского Центра международных исследований, старший советник по политическим вопросам Инициативы по безопасности океана (OSI) и член Консультативного совета Средиземноморского политического центра (MPC).
- В каких областях Аргентина хотела бы развивать сотрудничество с Евразийским экономическим союзом и Россией?
- Нужды Аргентины можно подразделить на структурные и конъюнктурные. Структурные нужды связаны с усилиями, направленными в общем и целом на модернизацию экономики, которая была краеугольным камнем политических планов со времен кризиса 2001 г., в то время как конъюнктурные нужды соотносятся с конкретными проектами правительства.
Что касается первого пункта, Аргентина всегда с энтузиазмом смотрела на возможность дальнейшего наращивания экспорта на российском рынке — который теперь разросся за счет ЕАЭС — и на приток инвестиций в такие стратегически важные сферы инфраструктуры как гидроэлектроэнергетика и ядерная энергетика.
Для решения стоящих в данный момент перед правительством задач Макри хочет привлечь иностранные инвестиции в различные секторы экономики, пытаясь в то же время нормализовать отношения с Евросоюзом и США.
В этом плане политическое сотрудничество с Россией не является настолько приоритетным, как это было при прошлой администрации, однако оно станет актуальным, если страны вступят в более тесные экономические отношения.
Одно из слабых мест внешней политики Аргентины сегодня — зацикленность на треугольнике «США — Евросоюз — Китай».
- Предыдущее правительство Аргентины планировало построить АЭС совместно с Китаем и Россией. Оппозиция, которая сегодня пришла к власти, выступает против этой инициативы. Каковы перспективы строительства АЭС?
- Когда администрация Киршнер подписала договоренности с Китаем и Россией, лидеры Гражданского радикального союза и «Республиканского предложения» открыто их раскритиковали. В 2015 г. обе оппозиционные партии вошли в блок «Камбьемос» [«Изменим»], победивший в том же году на выборах. Как мы видим, бывшая оппозиция уже стоит у власти. Новая администрация Макри назвала решение предыдущего правительства о строительстве АЭС необдуманным, поскольку многие технические, финансовые и экологические вопросы не были приняты во внимание. Совместные проекты с Китаем — третий энергоблок АЭС «Атуча» и строительство еще одной АЭС — претерпели некоторые изменения, и в ходе своей поездки в Китай в мае 2017 г. Макри подписал дополнительные соглашения с китайскими властями. Сотрудничество с Китаем продолжается, а вот совместные проекты с Россией, несмотря на технологические преимущества и перспективу производства обогащенного урана, все еще находятся на этапе согласования.
- Когда Аргентина будет способна добывать собственный уран?
- С середины 70-х «Проект Пильканьеу» (Plicaniyeu Project) был нацелен на производство обогащенного урана. Впервые в рамках непромышленного производства он был получен в 1983 г., однако в 1990-х гг. проект почти закрыли. В 2007 г. Пильканьеу вновь получил госфинансирование, и с 2015 г. возобновилось непромышленное производство низкообогащенного урана, который вскоре будет использован на первом энергоблоке АЭС «Атуча». Этот вопрос, наряду с некоторыми другими, является центральным в технологическом развитии ядерной отрасли Аргентины, которая входит в число лидеров среди развивающихся стран в области мирного использования атомной энергии.
- Как вы оцениваете перспективы сотрудничества между ЕАЭС и МЕРКОСУР?
- Из стран, входящих в МЕРКОСУР, Аргентина на сегодняшний день играет наибольшую роль в попытках прийти к договоренности с Евросоюзом. Разработка перспектив дальнейшего сотрудничества с ЕАЭС – также одна из основных задач, стоящих перед МЕРКОСУР, если он хочет больше интегрироваться в мировую экономику.
Ключевой интерес для стран Южного конуса представляет расширение торговых связей с новыми блоками, чтобы вывести МЕРКОСУР на глобальную торговую арену. В августе 2015 г. МЕРКОСУР и Таможенный союз ЕАЭС подписали меморандум о взаимопонимании, а в апреле 2017 г.
Группа общего рынка МЕРКОСУР согласилась ускорить подписание договора, который будет включать в себя возможность переговоров о всеобъемлющем торговом соглашении. Процесс не будет легким, но он может стать платформой для перенаправления глобальных торговых потоков с Севера на Юг.
- Какую пользу может дать Аргентине сотрудничество с ЕАЭС?
- Выгоды будут в основном торговыми, но также отчасти и политическими. Аргентина выпустит на новый, более широкий рынок Евразийского региона свои товары – сырье, продукты агропромышленности со средней добавленной стоимостью и обрабатывающей промышленности — с высокой, получая при этом возможность приобретать промышленные товары и средства производства по более доступным ценам.
В то же время нарастающая торговая взаимозависимость помогла бы заполнить пробел в экономическом сотрудничестве с Россией.
Что касается политической выгоды, Аргентина благодаря ЕАЭС смогла бы быстро укрепить связи с одним из центров мировой политики и увеличить свое дипломатическое присутствие в Центральной Азии. К сожалению, в этом важнейшем регионе у Аргентины пока нет посольства, а это вызывает проблемы, связанные с регулярным обменом информацией и торговлей.
- В последние годы Аргентина проявляет заинтересованность в приобретении продукции российского авиапрома: вертолетов Ми-171Е и самолетов-амфибий Бе-200. Каковы перспективы развития такого сотрудничества Аргентины с Россией и другими странами ЕАЭС?
- Военные расходы Аргентины являются одними из самых низких в регионе (0,8% от ВВП). Большая часть из них - это личные и операционные расходы, в то время как инвестиции в оборону сильно ограничены конкретными нуждами. По-видимому, изменений в этом направлении не предвидится, поскольку правительство не считает эту область приоритетной. Впрочем, Аргентина в последнее время крайне заинтересованно смотрит на российскую военную технику с целью ее использования в Антарктиде. В Министерстве обороны страны недавно произошли политические перестановки, поэтому, когда конкретно могут быть приняты подобные решения о сотрудничестве, покажет время.
- Большинство аргентинских политиков сегодня выступает за сотрудничество с ЕС или ЕАЭС?
- В данный момент не ведется сколько-нибудь серьезной дискуссии относительно того, чтобы отдать предпочтение одной из сторон. Конкуренция в этом вопросе отсутствует, поскольку Аргентина открыта к развитию подобных связей с любыми странами и блоками, желающими сделать шаг вперед на пути сотрудничества. Если же акцент в дискуссии сместится на обсуждение лидеров ЕС и ЕАЭС, то результаты могут быть различными, поскольку в Аргентине немецкая диаспора со своими бизнесменами и политиками на порядок крупнее русской. Это будет иметь значение, если вопрос дойдет до лоббирования в парламенте или «Розовом доме» (президентской администрации). Но нельзя списывать Россию со счетов — имидж страны продолжает улучшаться, и на нее с интересом смотрят аргентинские политики.
- Как вы знаете, в БРИКС входят пять стран - Россия, Индия, Китай, Бразилия, Южно-Африканская Республика. Есть ли у Аргентины желание вступить в БРИКС?
- У текущей администрации, в отличие от прошлой, пока нет желания становиться частью БРИКС. Эта идея изначально выглядела нереалистичной, поскольку получить формальное приглашение от Бразилии вступить в организацию было крайне маловероятно. Ситуация, когда глава МИД России Сергей Лавров на встрече в Москве с бывшим главой МИД Аргентины Эктором Тимерманом пригласил последнего принять участие в шестом саммите БРИКС в качестве гостя, была неверно истолкована некоторыми политиками и аналитиками в стране. С начала 2000-х гг. Аргентине не хватает четкого видения во внешней политике, в связи с чем она отдает предпочтение решению внутренних проблем, обходя вниманием внешние региональные и глобальные изменения.