11.12.06

Семинар-совещании начальников таможен и таможенных постов, расположенных на российско-финляндской границе

Обстановка на пограничных пунктах пропуска остается сложной. Об этом шел разговор в Сортавале на международном семинаре-совещании начальников таможен и таможенных постов, расположенных на российско-финляндской границе. В работе семинара участвовали руководители постов Выборгской, Сортавальской, Мурманской, Костомукшской таможен, а также их финские коллеги.

Начальник Выборгской таможни Сергей Чижиков предложил участникам совещания уделить внимание мерам, направленным на совершенствование работы таможенных постов в условиях увеличения транспортных потоков через границу и рассказал о состоянии дел в своей таможне. Выборгское направление - одно из самых напряженных на Северо-Западе, объемы пропуска здесь постоянно возрастают. Но, несмотря на это, благодаря налаженному взаимодействию с финскими коллегами удается выявлять серьезные административные правонарушения и предотвращать факты контрабанды.

Руководитель Восточного таможенного округа Финляндии Томми Кивилааксо отметил, что осенью этого года, в связи с большими очередями на пунктах пропуска, к работе таможни было приковано внимание финских политиков и государственных чиновников. В Хельсинки интересуются: что можно сделать для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Однако подход к проблеме там остается узким: ее рассматривают как сугубо таможенную. По мнению Т. Кивилааксо, это неправильно.

Движение транспортных средств растет с такой же скоростью и силой, как водный напор`, - образно выразился он и добавил, что одним таможенникам с этим не справиться. Необходимы последовательные решения на государственном уровне.

- Некоторые финские политики ранее заявляли о том, что Финляндии не стоит вкладывать деньги в строительство пунктов пропуска: Россия все сделает сама, так как это, прежде всего, необходимо русским. Но развитие торговых отношений между нашими странами, их промышленности требуют дополнительных вложений в модернизацию таможенной инфраструктуры, в том числе и со стороны Финляндии. Ни для кого более, ни для какой другой страны ЕС, так не важны торговые отношения с Россией, как для Финляндии`, - подчеркнул Томми Кивилааксо.

Таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни, по словам его начальника Петра Иванова, - один из самых крупных в СЗТУ. Его проектная пропускная способность - 2,5 тыс. единиц автотранспорта в сутки. Однако в реальности эта цифра давно превышена. В качестве меры, направленной на борьбу с очередями на подъездах к пункту пропуска, был увеличен штат отдела, оформляющего грузовые транспортные средства.

По договоренности с Сортавальской таможней, четырех ее сотрудников ежемесячно командируют для работы на МАПП Торфяновка. При помощи финских коллег, работающих на сопредельном пункте Валимаа, в критические моменты производится перераспределение транспортных потоков между пунктами пропуска, расположенными на Выборгском направлении.

Представитель финской таможни Мика Поутиайнен отметил высокий уровень взаимодействия между Торфяновкой и пунктом Валимаа, сказав, что его дальнейшему развитию могло бы способствовать введение электронного обмена информацией. Он поднял тему о состоянии дороги, на которой стоит пункт пропуска: она проходит по краю Сайменского канала и вызывает большие опасения.

Второй крупнейший пост Выборгской таможни - МАПП Брусничное - представлял Виктор Гущин. Он убежден в том, что улучшить в корне ситуацию на границе возможно только при условии внесения корректив в таможенное и налоговое законодательство. Определенную проблему составляет дорога, имеющая сложный профиль и недостаточную ширину. Виктор Гущин выразил также обеспокоенность в связи с участившимися в последнее время перебоями в обеспечении пункта пропуска электроэнергией. Так как энергоснабжение поста осуществляется с финской стороны, начальник МАПП Брусничное обратился к финским коллегам с настоятельной просьбой уведомлять заранее об отключении электроэнергии.

Руководитель пункта Нуямаа Петри Кукконен в ответ на прозвучавшую в адрес финской стороны критику сослался на экстремальные обстоятельства - буран. На Нуямаа недавно произошли изменения. Здесь сданы в эксплуатацию новые служебные помещения, появилась передвижная рентгенустановка. На соседнем МАПП Брусничное аналогичной аппаратуры нет, но уже ведется строительство инспекционно-досмотрового комплекса.

Ирина Казанцева, начальник поста МАПП Вяртсиля, отметила, что состоявшийся в сентябре 2005 года переход на круглосуточную работу незамедлительно сказался на объемах пропуска. Произошел рост объемов вывоза грузов. Кроме того, увеличился ввоз товаров, оформляемых по процедуре внутреннего таможенного транзита и международного таможенного транзита.

Сегодня через Вяртсиля товары идут не только в Карелию, но и в Петербург, Москву. Таможенный контроль в отношении экспортных грузов на автопереходе занимает 5 минут, импортных - 30 минут. За 10 месяцев 2006-го прирост грузового автотранспорта составил 16%. Но проектная пропускная способность МАПП Вяртсиля уже превышена. В связи с этим, как сообщила И. Казанцева, подготовлено обоснование о необходимости реконструкции поста.

На совещании говорилось также о целесообразности отмены госпошлины, уплачиваемой при выдаче удостоверений ввоза транспортных средств, об отсутствии фитосанитарного контроля на некоторых таможенных постах, что ограничивает категорию перемещаемых через них грузов, и о многих других вопросах.

Экономика и время, ev.spb.ru 11.12.06