25.06.18

От пеньки до лазера. Чем ещё, кроме нефти и газа, торгует Россия?

Согласно новому «майскому указу» президента экспорт несырьевых товаров к 2024 году должен вырасти почти в 2 раза: с нынешних 133 млрд долл. в год до 250 млрд долл.

Насколько это реально? Или в очередной раз поговорим, что России «пора слезать с нефтяной иглы», да так всё и останется?

«250 млрд долл. — вполне достижимая цифра, — считает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. — Безусловно, основную долю нашего экспорта составляют нефть, газ, нефтепродукты и электроэнергия. Но при этом в последние годы хорошую динамику показывает и несырьевой неэнергетический экспорт. В 2017 г. он вырос со 110 млрд долл. до 133,7 млрд долл. и составил 37,5% от общего объёма. Это неплохие результаты. Они показывают, что мы способны не только торговать сырьём и энергией, но и производить товары, конкурентоспособные на мировом рынке».

Американцам — сапфиры, монголам — комбайны

«Знаете, какие главные экспортные продукты были у Российской империи? Иван-чай, пенька и лён, — рассказал на недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава Минпромторга Денис Мантуров. — Но потом англичане стали активно торговать индийским чаем, а американцы занялись выращиванием хлопка...»

Сейчас по объёмам продаж несырьевого сектора у нас лидируют металлургическая продукция, химическая (от минеральных удобрений до бытовой химии), товары машиностроения (от военной техники и лазеров до комбайнов и легковушек), ЛПК (от пиломатериалов и фанеры до бумаги и мебели), продовольствие и драгметаллы (см. инфографику). Но вот в чём беда: почти 40% несырьевого экспорта — это по-прежнему так называемая продукция «нижних переделов». То есть лишь немного обработанная человеком. Как пишут эксперты Центра стратегических разработок, «в российском экспорте чёрных металлов равны доли продукции нижних (чугун, ферросплавы) и средних (прокат, включая трубы) переделов, тогда как металлоизделия не занимают и 1/10. В экспорте цветных металлов (алюминий, медь, титан) доминируют первичные продукты (80%), прокат имеет второстепенное значение (15%), а изделия занимают скромную долю».

«Надо увеличивать долю экспорта товаров средних и особенно верхних переделов. У них больше добавленная стоимость, выше перспективы роста, — говорит А. Кнобель. — Кстати, нам уже есть чем похвастаться, высокотехнологичных экспортных товаров становится всё больше». Вот пример для гордости — компания «Монокристалл» в Ставрополе выпускает искусственные сапфиры для микроэлектроники, которые использует в своих устройствах Apple. Мало того, уже каждый второй светодиод в мире производится из сапфировых компонентов, изготовленных в Ставрополе.

Миллиарды долларов России приносят продажи оборудования для ядерных реакторов и газовых турбин, судов, танкеров, ж/д вагонов, военной и сельхозтехники, лазеров и спецоптики. В 2017 г. даже легковых автомобилей мы продали на 1,3 млрд долл. На первом месте по продажам сделанная в России Skoda, на втором — Lada, третьем — Renault. Больше всего легковушек у нас купили Белоруссия, Казахстан, Чехия, Китай и Германия. «Экспорт сельхозтехники в прошлом году вырос на 30%, — сообщил „АиФ“ президент ассоциации Росспецмаш Константин Бабкин из Улан-Батора, где как раз представлял отечественную технику. — Здесь, в Монголии, по комбайнам мы занимаем 80% рынка. Но лидирует по закупкам Казахстан, покупающий у нас по 300-400 комбайнов в год. Почти столько же в прошлом году купила Польша, чуть меньше Венгрия, Румыния, Латвия. Экспорт техники — дело непростое. Надо же не просто её продать. Надо обучить людей на ней работать, обеспечить сервис, создать склад запчастей. Но процесс идёт, наши комбайны становятся всё более известны, интерес к технике хороший. И в этом большая заслуга Российского экспортного центра. Компаниям помогают показывать свою продукцию на международных выставках, субсидируется доставка техники до границы России и т. д.».

Китайцам — палочки и шоколад

«4 июня 2018 г. мы открыли „Проектную мастерскую“ по развитию несырьевого неэнергетического экспорта в соответствии с целями, которые в майских указах определил президент. Одно из ключевых направлений — сельскохозяйственная и продовольственная экспортная политика, — сообщил „АиФ“ гендиректор РЭЦ Андрей Слепнёв. — Кстати, за 4 месяца 2018 г. Россия экспортировала продовольствия уже на 7 млрд долл. Основные товары — зерно (45%), рыба и морепродукты (17%), растительные масла (12%). В прошлом году мы впервые поднялись на 2-е место в мире по экспорту зерна и второй год подряд лидировали по пшенице. По подсолнечному маслу у нас тоже 2-е место. Россия также входит в десятку ведущих экспортёров фасованного чая и шоколадной продукции». Кстати, больше всего шоколада у нас закупают китайцы. Они же приобретают палочки для еды почти на 10 млн долл. в год. И вообще Китай в последнее время становится одним из главных экспортных партнёров России наряду со странам СНГ, Африки, Ближнего Востока и Америки.

Впрочем, как пишут эксперты Центра стратегических разработок, «наметившиеся позитивные тенденции в российском экспорте не отменяют того факта, что с середины 2010-х годов и по настоящее время доля России в мировом экспорте товаров и услуг опустилась ниже 2%. По показателю экспорта на душу населения наша страна находится лишь на 72-м месте в мире. Сегодня Россия продаёт меньше несырьевых неэнергетических товаров и услуг, чем Бразилия, Турция, Малайзия и Вьетнам, и более чем вдвое уступает по этому показателю Индии».

Естественно, экспорту мешают антироссийские санкции (взять хотя бы историю с «Русалом», основным поставщиком алюминия на внешние рынки), но, к счастью, большая часть несырьевого экспорта под них всё-таки не попадает.

«Конкуренция на мировых рынках будет только обостряться. И если наша страна заинтересована в развитии несырьевого экспорта, его надо поддерживать. Так делают абсолютно все страны, — говорит старший научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований РАНХиГС Галина Баландина. — У нас хороший эффект дала поправка в Налоговый кодекс, освободившая экспортные товары от НДС. Но многие другие „колючки“ остались. Чтобы мелкому экспортёру добиться нулевой НДС, приходится пройти семь кругов ада, одну бумажку заверить у трёх инспекторов... Лозунги „Даёшь экспорт!“ есть, а чиновники, которые напрямую работают с экспортёрами, в этом не заинтересованы. Одни мешают, другие бездействуют. Благо, сейчас в производство приходят новые предприниматели — с хорошими компетенциями, знанием языков, рынков. Если для них устранить барьеры, помочь по-настоящему, без откатов и бюрократизма, тогда и несырьевой экспорт вырастет».

Аргументы и Факты