30.03.06

Меры по выявлению и пресечению преступлений, связанных с контрабандой товаров легкой промышленности

Выступление начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России Владимира Егорова на Консультативном совете по реализации таможенной политики при ФТС России 24 марта 2006 г.

В 2005-2006 годах ФТС совместно с МВД и ФСБ приняты определенные меры по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и усилению положительного влияния правоохранительных подразделений на выполнение задачи по наполнению доходной части федерального бюджета. Особое внимание ГУБК и оперативных таможен уделяется мерам по контролю за товарными потоками, следующими из Восточно-Азиатского региона.

Высокие таможенные и налоговые ставки наряду с большим и слабонасыщенным отечественными товарами внутренним рынком сделали максимально выгодным проведение незаконных внешнеторговых операций по ввозу товаров народного потребления из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции.

Сведения об объемах контрабанды и основных направлениях перемещения товаров находят свое подтверждение в результатах оперативно-служебной деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.

Сегодня можно констатировать:

- правоохранительные подразделения располагают сведениями об оперативной обстановке в каждом регионе;

- усилия направлены на повышение эффективности мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению фактов нарушений таможенного законодательства на всех участках таможенной границы;

- тактика проводимых мероприятий основывалась на планировании и осуществлении целенаправленных точечных ударов по конкретным товарам контролируемых групп и направлениям их перемещения.

Указанные меры позволили улучшить показатели по количеству выявленных оперативным путем преступлений. Так, с февраля 2005 года в ходе межрегиональной операции Восток , направленной на пресечение фактов незаконного ввоза товаров из Юго-Восточной Азии, Китая и Турции, возбуждено 194 уголовных и 2934 дела об административных правонарушениях в 2004 году возбуждено 15 уголовных и 513 административных дел).

Результаты, полученные в ходе очередного этапа проведения операции Восток в текущем году, свидетельствуют об активизации оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов на данном направлении. За период январь-март 2006 года по фактам незаконного перемещения на таможенную территорию РФ товаров контролируемых групп возбуждено более 100 уголовных и 200 административных дел.

Проблема недостаточно эффективного таможенного регулирования перевозок товаров из Юго-Восточной Азии, Китая и Турции характерна для всех направлений таможенной границы.

На Дальнем Востоке нами фиксируются сотни контейнеров с перевозимыми товарами народного потребления из КНР, которые заявляются к оформлению под другим наименованием.

Примером совместных действий является результативность мероприятий оперативных подразделений ФТС, МВД и ФСБ России по пресечению крупной партии контрабанды на канале контейнерных перевозок товаров, ввозимых из Китая. Так, в апреле 2005года в порту Восточный таможенными органами в зоне ответственности Находкинской таможни задержано более трехсот контейнеров. На момент выявления часть контрабандного потока уже проследовала железнодорожным транспортом (по внутренним документам) в центральный регион России. В результате принятых мер подразделениями МВД совместно с ФСБ и ФТС задержано более 120 товарных партий. По факту контрабандного перемещения возбуждены уголовные дела, находящиеся в производстве Следственного управления ФСБ. Из незаконного оборота изъято товаров на сумму более 650 млн. рублей.

Кроме того, в октябре 2005 года в регионе ответственности Находкинской таможни пресечен канал контрабанды контрафактной спортивной обуви и одежды. По факту незаконного использования товарных знаков Nike , Adidas , Reebok , Puma и контрабанды спортивной обуви возбуждено 10 уголовных дел по статьям 180 УК РФ. Задержано товаров на сумму более 88 млн. рублей.

Однако в настоящее время в этом регионе продолжают активно консолидироваться контрабандные товары для последующей отправки на европейскую часть страны авиационным и железнодорожным транспортом по внутренним документам. Проведение проверок таких товарных партий затруднительно и фактически сводится к постаудиту. Необходимо усиление работы в регионе, направленной на недопущение провоза контрабанды через таможенную границу, а также активизация усилий по выявлению мест консолидации товаров.

Российско-казахстанский участок государственной границы (Сибирское, Уральское и Приволжское таможенные управления) является наиболее уязвимым, с точки зрения пограничного и таможенного контроля. Здесь перемещается значительное количество китайских товаров вне пунктов пропуска.

В регионе СТУ, УТУ и ДВТУ основными субъектами правонарушения являются физические лица, осуществляющие ввоз товаров небольшими партиями под видом товаров для личного пользования или помимо таможенного контроля.

В ходе операции вскрыты хорошо организованные масштабные контрабандные каналы. Наряду с многочисленными задержаниями транспортных средств повышенной проходимости грузоподъемностью до 1,5 тонн при взаимодействии с региональными подразделениями МВД и ПС ФСБ России выявлены и пресечены факты контрабанды с территории Казахстана товарных партий, единовременно перемещаемых на большегрузных автотранспортных средствах в караванах по пять и более автомобилей.

По предварительным оценкам, только в сентябре-октябре прошлого года правоохранительными органами задержано на российско-казахстанском участке государственной границы более 450 тонн китайских товаров на сумму более 250 млн. рублей.

В целях повышения эффективности совместных мероприятий ФТС и МВД в марте 2006 года подписан межведомственный план по пресечению каналов незаконной транспортировки фальсифицированных товаров народного потребления, контрабандно ввезенных в Российскую Федерацию, в т.ч. по схеме ложного транзита .

В ходе мероприятий на северо-западном направлении таможенными органами пресечены факты контрабанды с использованием схем , которые предусматривают фактическую подмену налогоемких товаров на товары прикрытия после прохождения государственной границы по пути следования в таможню назначения для оформления.

Анализ выявленных преступлений свидетельствует, что перечень возможных товаров прикрытия , используемый для подобных целей, ограничивается лишь тремя-четырьмя факторами: номенклатура не попадает под меры усиленного контроля на границе в соответствии с профилями риска, возможность неоднократного использования, низкие таможенные платежи (3-4 тыс. долларов США), невозможность идентификации конкретной товарной партии. Номенклатура указанных товаров постоянно меняется, что является реагированием контрабандистов на профили риска, регламентирующие усиленный таможенный контроль в момент ввоза. Так, в ходе оперативных мероприятий сотрудниками СЗТУ в текущем году перекрыто несколько каналов контрабандного ввоза товаров народного потребления (обуви, одежды и электроники) в зоне ответственности Санкт-Петербургской таможни под видом стеклянных бутылок. Задержано 45 транспортных средств. Канал пресечен и в настоящее время изделия из стекла практически не используются в качестве товара прикрытия.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий пресечено несколько попыток ввоза помимо таможенного контроля финскими перевозчиками (водители - граждане России) под видом строительной шпатлевки товаров легкой промышленности: обуви, одежды, спортивного инвентаря. На части перемещаемого товара находились этикетки Сделано в России . По данным фактам возбуждены уголовные дела по ч.1 ст. 188 УК РФ.

Серьезная проблема на данном направлении возникает и на российско-украинской границе из-за ее прозрачности. Так, имеют место факты ввоза товаров народного потребления под видом произведенных на Украине, либо под видом различных товаров прикрытия. Данные товары ввозятся на территорию России без уплаты надлежащих таможенных платежей.

Так, в феврале 2006 года Ростовской таможней выявлен канал контрабанды товаров народного потребления. В период август-октябрь 2005 года из Турции морским транспортом в порты Украины поступали ТНП. После разгрузки пароходов товар из контейнеров перегружался на автотранспортные средства, при этом в книжках МДП указывалась ссылка, что все данные о товарах указаны в инвойсе и упаковочном листе. В связи с отсутствием на Украине сейф-пакетов указанные документы перед въездом на территорию России подменялись (указывался товар металлоконструкции ), заверялись личными печатями украинских таможенников и без досмотра (из-за отсутствия профилей рисков на товар прикрытия ) въезжали на территорию Российской Федерации. По данному факту возбуждено 27 уголовных дел по ст.ст. 188, 194 УК РФ. В настоящее время Ростовской таможней совместно с региональным подразделением ФСБ России и СБ Украины проводятся совместные мероприятия по розыску лиц, причастных к организации контрабандного канала.

Вместе с тем, при наличии положительных тенденций остаются задачи и проблемы, требующие решения и, прежде всего, в вопросах противодействия экспансии китайских товаров легкой промышленности:

- сравнительный анализ экспортной статистики КНР и результатов таможенного контроля ФТС России при учете активного использования недобросовестными участниками ВЭД оффшоров и консигнационных складов на территории транзитных государств (Финляндия, Германия, страны Балтии) свидетельствует, что объемы незаконно ввозимых товаров не снижаются;

- необходимо совершенствовать работу по созданию системы получения, накопления и анализа данных об оперативной обстановке, получению упреждающей информации и её эффективной реализации, приближение оперативно-служебной деятельности к таможенной границе;

- сдерживать контрабанду только усилиями подразделений таможенных органов не представляется возможным. Тактика мероприятий, предусматривающая точечные удары, приносит недостаточные результаты. Необходим комплекс мер во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами (Минтранс, Росфинмониторинг, Ростехрегулирование и др.), основанный на согласованных действиях всех подразделений ФТС России при условии исключения формального подхода.

Министром экономического развития и торговли Г.О. Грефом 04 марта 2006 года согласован Комплексный план дополнительных мероприятий по усилению таможенного контроля и противодействию незаконному ввозу на территорию Российской Федерации товаров народного потребления из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции. Планируемые мероприятия направлены на повышение эффективности использования ресурсов таможенного администрирования с целью выявления нарушений таможенного законодательства, связанных с заявлением недостоверных сведений о стоимости и номенклатуре ввозимых товаров.

Пресс-служба ФТС РФ 30.03.06