25.05.07

ФТС проводит выездную коллегию по вопросу организации таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов

25 мая 2007 года состоялось выездное заседание коллегии Федеральной таможенной службы России (ФТС России) по теме: "О работе таможенных органов Сибирского таможенного управления по организации таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов".

В мероприятии приняли участие руководитель ФТС России Бельянинов А.Ю., заместитель руководителя ФТС России Голендеева Т.Н., статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России Шохин С.О., помощник полномочного представителя Президента РФ в СФО Халанов В.И., губернаторы Красноярского края Хлопонин А.Г. и Томской области Кресс В.М. Также на совещании присутствовали представители Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", представители организаций, учреждений, находящихся в ведении ФТС России (Российская таможенная академия, Главный научно-информационный вычислительный центр, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление), руководство и специалисты семи региональных таможенных управлений, начальники таможен.

С основным докладом по первому пункту повестки дня заседания коллегии ФТС России выступил начальник Сибирского таможенного управления Г.В.Хоботов.

Он, в частности, отметил, что таможнями совместно с руководством железных дорог и администрациями субъектов Федерации активно ведется работа по оптимизации мест отгрузки лесоматериалов, по ограничению перечня ж/д станций, на которых может осуществляться фактический контроль экспортируемых лесоматериалов. При взаимодействии с территориальными Союзами лесопромышленников и лесоэкспортеров России, Торгово-промышленными палатами и другими оценочными организациями таможни региона получают сведения о ценах на экспортируемую лесопродукцию, о качественных характеристиках лесоматериалов в зависимости от места заготовки и др. На заседании была дана оценка эффективности проведенных таможенными органами СТУ мероприятий и подтверждено намерение российской таможенной службы продолжить планомерную работу по совершенствованию организации таможенного контроля и таможенному оформлению экспортируемых лесоматериалов с учетом опыта Иркутской таможни, на которой проводится эксперимент по электронной поштучной форме учета экспортируемых лесоматериалов. Итоги эксперимента признаны коллегией ФТС России успешными, в связи с чем начальнику СТУ Г.В.Хоботову было дано поручение распространить его действие на весь Сибирский регион. В последующем иркутский опыт будет использован таможенными органами в соседнем Дальневосточном регионе и распространен на всю страну.

В то же время руководитель ФТС России А.Ю.Бельянинов отметил ряд недостатков, которые подлежат устранению. В частности, в стране отсутствует единая метрологическая база для измерения экспортируемого леса, от чего страдает качество таможенного контроля и таможенного оформления лесо- и лесоматериалов, отправляемых за рубеж. Эта проблема не может быть решена вне рамок скоординированных усилий всех заинтересованных государственных ведомств. Кроме того, требуют своего решения вопросы удешевления бирок, которые крепятся к лесоматериалам, и повышения их качества, а также выработки их единого стандарта, который бы действовал на всей российской территории.

Cправка

В целом по стране, согласно таможенной статистике, в 2006 году экспорт древесины и изделий из нее составил 6 640,3 млн. долл. США (2005 год - 5 690,2 млн. долл. США). В 2005-2006 гг. продолжилась тенденция к увеличению количественных и стоимостных объемов экспорта леса и лесоматериалов. При этом темпы роста стоимостного показателя увеличения экспорта были более высокими по сравнению с увеличением количественного показателя: по необработанным лесоматериалам - 114,1 процента (2 855,8 млн. долл. США - в 2005 г. и 3 260 млн. долл. США - в 2006 г.) против 106,6 процента (47,928 млн. куб. м - в 2005 году и 51,109 млн. куб. м - в 2006 г.). Аналогичная ситуация сложилась и в отношении экспорта обработанных лесоматериалов: прирост экспорта в стоимостном выражении составил примерно 121,9 процента (1 898,8 млн. долл. США - в 2005 г. и 2 314,4 млн. долл. США - в 2006 г.), а в физическом объеме - 107,9 процента (9,007 млн. тонн - в 2005 г. и 9,719 млн. тонн - в 2006 г.). В результате предпринимаемых общегосударственных усилий по сокращению экспорта круглого леса, в том числе мер таможенных органов по совершенствованию таможенного контроля за вывозом за рубеж леса и лесоматериалов, в 1-ом квартале 2007 году экспорт необработанных лесоматериалов снизился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 4,8 процента при одновременном увеличении его стоимости на 23,1 процента. Так, если в 1-ом квартале 2006 года экспорт необработанных лесоматериалов составил 11,780 млн. куб. м, или 739,4 млн. долл. США, то за то же время нынешнего года эти показатели равняются 11,215 млн. куб. м и 910,5 млн. долл. США соответственно. Схожие тенденции отмечались и в результатах деятельности Сибирского таможенного управления. В частности, в 2006 году таможенными органами СТУ оформлен экспорт 14,18 млн. куб. м необработанных лесоматериалов и 3,704 млн. тонн обработанных лесоматериалов общей стоимостью 1 838,1 млн. долл. США. Стоимость экспортированных в 2006 году лесоматериалов увеличилась по сравнению с 2005 годом на 325,2 млн. долл. США, или на 21,5 процента. В первом квартале 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года также отмечено увеличение стоимостных и количественных показателей экспорта лесоматериалов - на 46 процентов по стоимости и на 24 процента по объему.

В целях дальнейшего совершенствования организации таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов в 2005 году в Иркутской таможне начат эксперимент по таможенному контролю необработанных лесоматериалов с применением системы электронного поштучного учета лесоматериалов. Суть эксперимента заключается в том, что решение о применении упрощенного порядка декларирования необработанных лесоматериалов принимается с учетом наличия у участника внешнеэкономической деятельности системы электронного поштучного учета.

Технология электронного учета лесоматериалов предусматривает, что на каждое бревно крепится бирка из особо прочной пластмассы, содержащая в электронном виде полную информацию: индивидуальный номер, физические размеры, объём, сортность и прочие характеристики бревна. Из этих данных формируется доступная таможенным, налоговым, правоохранительным и иным надзорным органам общая электронная информационная база, в которой содержится полная информация обо всех брёвнах, предназначенных на экспорт, и отслеживается их передвижение.

В настоящее доля лесоэкспортеров, принявших участие в эксперименте, составляет 9,8 процента от общего количества участников ВЭД (173), декларирующих лесоматериалы в Иркутской таможне. С 01.12.2005 г. по 01.04.2007 г. в Иркутской таможне с применением электронного поштучного учета оформлено лесоматериалов общим объемом 146, 7 тыс. куб. м. При этом в 1-ом квартале 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем экспорта необработанных лесоматериалов, оформленных с использованием этой системы, увеличился на 33 693 куб. м.

Проводимый эксперимент дал положительные результаты, в частности, повышение качества таможенного контроля при снижении временных и ресурсных затрат, отсутствие нарушений таможенных правил в отношении маркированных лесоматериалов и увеличение средней загрузки вагонов с лесоматериалами с 70 куб. м до 85 куб. м. Как следствие, средний платеж с одного транспортного средства вырос с 356 долл. в 2005 году до 415 долл. в 2006 году.

Декларирование маркированных лесоматериалов в ходе эксперимента осуществлялось на Иркутском, Нижнеудинском, Ангарском и Усольском таможенных постах. Применение системы электронного поштучного учета необработанных лесоматериалов с учетом результатов, достигнутых в Иркутской таможне, в настоящее время апробируется к условиям деятельности Братской таможни.

ФТС России проводится планомерная работа по упорядочению таможенного оформления и таможенного контроля, выработке единых подходов в этой области. Примером может служить взаимодействие СТУ и ДВТУ, результатом которого служит Временная технология таможенного оформления и таможенного контроля лесо- и пиломатериалов в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, действующая с 1 августа 2004 года. Временная технология обеспечивает единообразный методологический подход к таможенному оформлению лесоматериалов. Важное место в усилении таможенного контроля экспорта лесоматериалов отводится повышению квалификации должностных лиц таможенных органов по вопросам стандартизации и сертификации продукции из древесины и лесного товароведения. Такая работа, например, проводится экспертами Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в Сибирском и Дальневосточном таможенных управлениях соответственно с 1999 и 2004 гг. В результате все таможенные органы СТУ и ДВТУ, занимающиеся таможенным оформлением лесоматериалов, имеют в своих штатах обученных должностных лиц. Наряду с этим таможенные органы принимают решительные системные меры по профилактике и пресечению нарушений таможенного законодательства в области экспорта лесоматериалов и продукции деревообработки, который относится к числу наиболее криминогенных сфер внешнеэкономической деятельности. Правонарушения, связанные с экспортом леса и лесоматериалов, в основном выражаются в недекларировании и недостоверном декларировании товаров, несоблюдении валютного законодательства, а также запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Так, в 2005 году по фактам незаконного экспорта лесопродукции таможенными органами возбуждены 82 уголовных дела и 3720 дел об административных правонарушениях (АП), в 2006 году - 97 уголовных дел и 3282 дела об АП, за 1-й квартал 2007 года - 36 уголовных дел и 678 дел об АП.

Уголовные дела возбуждались по фактам контрабандного вывоза лесоматериалов (ст. 188 УК РФ - 210 дел), уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ - 1 дело) и невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ - 4 дела).

По результатам рассмотрения дел об АП в сфере экспорта лесоматериалов в 2005 году судьями и должностными лицами таможенных органов назначены административные наказания на общую сумму 163,4 млн. руб., в 2006 году - 160 млн. руб., в 1-ом квартале 2007 года - 39,9 млн. руб.

Важной составляющей правоохранительной деятельности ФТС России стали специальные операции "Лес", носящие межрегиональный характер и проводящиеся на регулярной основе. Их целью является выявление, предупреждение и пресечение фактов незаконного экспорта лесопродукции, выявление лиц, причастных к незаконному вывозу лесоматериалов и организации каналов контрабанды. В ходе проведения мероприятий в рамках спецоперации "Лес", длившейся с октября 2006 года по март 2007 года, было возбуждено 33 уголовных и 760 административных дел по фактам незаконного вывоза лесопродукции за пределы Российской Федерации.

В результате проведенных мероприятий таможенными органами наложено штрафных санкций на сумму более 21,8 млн. руб., изъято товарно-материальных ценностей на сумму более 6,1 млн. руб., доначислено платежей на сумму более 89,1 млн. руб.

Системный характер носит и работа таможенной инспекции, основной функцией которой является проведение таможенного контроля после выпуска товаров. Всего в 2006 году подразделениями таможенной инспекции проведено в отношении лиц, осуществляющих экспорт леса и лесоматериалов, 912 проверок, в том числе 71 специальная и 224 общие таможенные ревизии.

Результатом проверок стало возбуждение 13 уголовных дел и 477 дел об административных правонарушениях. Доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 40,6 млн. руб., взыскано таможенных платежей, штрафов на сумму 4,8 млн. руб.

Пресс-служба ФТС РФ 25.05.07