ФТС проводит выездную коллегию по вопросу организации таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов
25 мая 2007 года состоялось выездное заседание коллегии Федеральной таможенной службы России (ФТС России) по теме: "О работе
таможенных органов Сибирского таможенного управления по организации таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов".
В мероприятии приняли участие руководитель ФТС России Бельянинов А.Ю., заместитель руководителя ФТС России Голендеева Т.Н.,
статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России Шохин С.О., помощник полномочного представителя Президента РФ в СФО Халанов
В.И., губернаторы Красноярского края Хлопонин А.Г. и Томской области Кресс В.М. Также на совещании присутствовали представители
Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", представители организаций, учреждений, находящихся в
ведении ФТС России (Российская таможенная академия, Главный научно-информационный вычислительный центр, Центральное
экспертно-криминалистическое таможенное управление), руководство и специалисты семи региональных таможенных управлений, начальники
таможен.
С основным докладом по первому пункту повестки дня заседания коллегии ФТС России выступил начальник Сибирского таможенного
управления Г.В.Хоботов.
Он, в частности, отметил, что таможнями совместно с руководством железных дорог и администрациями субъектов Федерации активно
ведется работа по оптимизации мест отгрузки лесоматериалов, по ограничению перечня ж/д станций, на которых может осуществляться
фактический контроль экспортируемых лесоматериалов. При взаимодействии с территориальными Союзами лесопромышленников и
лесоэкспортеров России, Торгово-промышленными палатами и другими оценочными организациями таможни региона получают сведения о ценах
на экспортируемую лесопродукцию, о качественных характеристиках лесоматериалов в зависимости от места заготовки и др.
На заседании была дана оценка эффективности проведенных таможенными органами СТУ мероприятий и подтверждено намерение российской
таможенной службы продолжить планомерную работу по совершенствованию организации таможенного контроля и таможенному оформлению
экспортируемых лесоматериалов с учетом опыта Иркутской таможни, на которой проводится эксперимент по электронной поштучной форме
учета экспортируемых лесоматериалов. Итоги эксперимента признаны коллегией ФТС России успешными, в связи с чем начальнику СТУ
Г.В.Хоботову было дано поручение распространить его действие на весь Сибирский регион. В последующем иркутский опыт будет
использован таможенными органами в соседнем Дальневосточном регионе и распространен на всю страну.
В то же время руководитель ФТС России А.Ю.Бельянинов отметил ряд недостатков, которые подлежат устранению. В частности, в стране
отсутствует единая метрологическая база для измерения экспортируемого леса, от чего страдает качество таможенного контроля и
таможенного оформления лесо- и лесоматериалов, отправляемых за рубеж. Эта проблема не может быть решена вне рамок скоординированных
усилий всех заинтересованных государственных ведомств. Кроме того, требуют своего решения вопросы удешевления бирок, которые
крепятся к лесоматериалам, и повышения их качества, а также выработки их единого стандарта, который бы действовал на всей российской
территории.
Cправка
В целом по стране, согласно таможенной статистике, в 2006 году экспорт древесины и изделий из нее составил 6 640,3 млн. долл. США
(2005 год - 5 690,2 млн. долл. США). В 2005-2006 гг. продолжилась тенденция к увеличению количественных и стоимостных объемов
экспорта леса и лесоматериалов. При этом темпы роста стоимостного показателя увеличения экспорта были более высокими по сравнению с
увеличением количественного показателя: по необработанным лесоматериалам - 114,1 процента (2 855,8 млн. долл. США - в 2005 г. и 3
260 млн. долл. США - в 2006 г.) против 106,6 процента (47,928 млн. куб. м - в 2005 году и 51,109 млн. куб. м - в 2006 г.).
Аналогичная ситуация сложилась и в отношении экспорта обработанных лесоматериалов: прирост экспорта в стоимостном выражении составил
примерно 121,9 процента (1 898,8 млн. долл. США - в 2005 г. и 2 314,4 млн. долл. США - в 2006 г.), а в физическом объеме - 107,9
процента (9,007 млн. тонн - в 2005 г. и 9,719 млн. тонн - в 2006 г.).
В результате предпринимаемых общегосударственных усилий по сокращению экспорта круглого леса, в том числе мер таможенных органов по
совершенствованию таможенного контроля за вывозом за рубеж леса и лесоматериалов, в 1-ом квартале 2007 году экспорт необработанных
лесоматериалов снизился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 4,8 процента при одновременном увеличении его стоимости на
23,1 процента. Так, если в 1-ом квартале 2006 года экспорт необработанных лесоматериалов составил 11,780 млн. куб. м, или 739,4 млн.
долл. США, то за то же время нынешнего года эти показатели равняются 11,215 млн. куб. м и 910,5 млн. долл. США соответственно.
Схожие тенденции отмечались и в результатах деятельности Сибирского таможенного управления. В частности, в 2006 году таможенными
органами СТУ оформлен экспорт 14,18 млн. куб. м необработанных лесоматериалов и 3,704 млн. тонн обработанных лесоматериалов общей
стоимостью 1 838,1 млн. долл. США. Стоимость экспортированных в 2006 году лесоматериалов увеличилась по сравнению с 2005 годом на
325,2 млн. долл. США, или на 21,5 процента. В первом квартале 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года также
отмечено увеличение стоимостных и количественных показателей экспорта лесоматериалов - на 46 процентов по стоимости и на 24 процента
по объему.
В целях дальнейшего совершенствования организации таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов в 2005 году в Иркутской таможне
начат эксперимент по таможенному контролю необработанных лесоматериалов с применением системы электронного поштучного учета
лесоматериалов. Суть эксперимента заключается в том, что решение о применении упрощенного порядка декларирования необработанных
лесоматериалов принимается с учетом наличия у участника внешнеэкономической деятельности системы электронного поштучного учета.
Технология электронного учета лесоматериалов предусматривает, что на каждое бревно крепится бирка из особо прочной пластмассы,
содержащая в электронном виде полную информацию: индивидуальный номер, физические размеры, объём, сортность и прочие характеристики
бревна. Из этих данных формируется доступная таможенным, налоговым, правоохранительным и иным надзорным органам общая электронная
информационная база, в которой содержится полная информация обо всех брёвнах, предназначенных на экспорт, и отслеживается их
передвижение.
В настоящее доля лесоэкспортеров, принявших участие в эксперименте, составляет 9,8 процента от общего количества участников ВЭД
(173), декларирующих лесоматериалы в Иркутской таможне. С 01.12.2005 г. по 01.04.2007 г. в Иркутской таможне с применением
электронного поштучного учета оформлено лесоматериалов общим объемом 146, 7 тыс. куб. м. При этом в 1-ом квартале 2007 г. по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем экспорта необработанных лесоматериалов, оформленных с использованием этой
системы, увеличился на 33 693 куб. м.
Проводимый эксперимент дал положительные результаты, в частности, повышение качества таможенного контроля при снижении временных и
ресурсных затрат, отсутствие нарушений таможенных правил в отношении маркированных лесоматериалов и увеличение средней загрузки
вагонов с лесоматериалами с 70 куб. м до 85 куб. м. Как следствие, средний платеж с одного транспортного средства вырос с 356 долл.
в 2005 году до 415 долл. в 2006 году.
Декларирование маркированных лесоматериалов в ходе эксперимента осуществлялось на Иркутском, Нижнеудинском, Ангарском и Усольском
таможенных постах. Применение системы электронного поштучного учета необработанных лесоматериалов с учетом результатов, достигнутых
в Иркутской таможне, в настоящее время апробируется к условиям деятельности Братской таможни.
ФТС России проводится планомерная работа по упорядочению таможенного оформления и таможенного контроля, выработке единых подходов в
этой области. Примером может служить взаимодействие СТУ и ДВТУ, результатом которого служит Временная технология таможенного
оформления и таможенного контроля лесо- и пиломатериалов в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, действующая с 1 августа
2004 года. Временная технология обеспечивает единообразный методологический подход к таможенному оформлению лесоматериалов.
Важное место в усилении таможенного контроля экспорта лесоматериалов отводится повышению квалификации должностных лиц таможенных
органов по вопросам стандартизации и сертификации продукции из древесины и лесного товароведения. Такая работа, например, проводится
экспертами Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в Сибирском и Дальневосточном таможенных управлениях
соответственно с 1999 и 2004 гг. В результате все таможенные органы СТУ и ДВТУ, занимающиеся таможенным оформлением лесоматериалов,
имеют в своих штатах обученных должностных лиц.
Наряду с этим таможенные органы принимают решительные системные меры по профилактике и пресечению нарушений таможенного
законодательства в области экспорта лесоматериалов и продукции деревообработки, который относится к числу наиболее криминогенных
сфер внешнеэкономической деятельности.
Правонарушения, связанные с экспортом леса и лесоматериалов, в основном выражаются в недекларировании и недостоверном декларировании
товаров, несоблюдении валютного законодательства, а также запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Российской
Федерации.
Так, в 2005 году по фактам незаконного экспорта лесопродукции таможенными органами возбуждены 82 уголовных дела и 3720 дел об
административных правонарушениях (АП), в 2006 году - 97 уголовных дел и 3282 дела об АП, за 1-й квартал 2007 года - 36 уголовных дел
и 678 дел об АП.
Уголовные дела возбуждались по фактам контрабандного вывоза лесоматериалов (ст. 188 УК РФ - 210 дел), уклонения от уплаты таможенных
платежей (ст. 194 УК РФ - 1 дело) и невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ - 4 дела).
По результатам рассмотрения дел об АП в сфере экспорта лесоматериалов в 2005 году судьями и должностными лицами таможенных органов
назначены административные наказания на общую сумму 163,4 млн. руб., в 2006 году - 160 млн. руб., в 1-ом квартале 2007 года - 39,9
млн. руб.
Важной составляющей правоохранительной деятельности ФТС России стали специальные операции "Лес", носящие межрегиональный характер и
проводящиеся на регулярной основе. Их целью является выявление, предупреждение и пресечение фактов незаконного экспорта
лесопродукции, выявление лиц, причастных к незаконному вывозу лесоматериалов и организации каналов контрабанды. В ходе проведения
мероприятий в рамках спецоперации "Лес", длившейся с октября 2006 года по март 2007 года, было возбуждено 33 уголовных и 760
административных дел по фактам незаконного вывоза лесопродукции за пределы Российской Федерации.
В результате проведенных мероприятий таможенными органами наложено штрафных санкций на сумму более 21,8 млн. руб., изъято
товарно-материальных ценностей на сумму более 6,1 млн. руб., доначислено платежей на сумму более 89,1 млн. руб.
Системный характер носит и работа таможенной инспекции, основной функцией которой является проведение таможенного контроля после
выпуска товаров. Всего в 2006 году подразделениями таможенной инспекции проведено в отношении лиц, осуществляющих экспорт леса и
лесоматериалов, 912 проверок, в том числе 71 специальная и 224 общие таможенные ревизии.
Результатом проверок стало возбуждение 13 уголовных дел и 477 дел об административных правонарушениях. Доначислено таможенных
платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 40,6 млн. руб., взыскано таможенных платежей, штрафов на сумму 4,8 млн. руб.
Пресс-служба ФТС РФ 25.05.07