07.12.05

А.Е. Жерихов: "Особое беспокойство вызывает положение дел с производством и оборотом древесины и изделий из нее в Дальневосточном федеральном округе"

Статья руководителя Федеральной таможенной службы Александра Жерихова для журнала Лесная Россия .

Россия превосходит все страны мира по площади и запасам лесных ресурсов. На ее долю приходится четверть мировых запасов древесины всех пород и более половины запасов хвойной древесины. Огромный экономический потенциал лесов, являющихся федеральной собственностью, должен эффективно использоваться как один из важнейших источников дохода федерального бюджета.

Однако ситуация с оборотом леса и лесопродукции далека от благополучной. Не вызывает сомнения, что нынешние поступления в бюджет от экспорта данной продукции, далека от оптимальной и не соответствуют реальному потенциалу этой отрасли. С одной стороны, как показывает анализ статистики, которую ведет Федеральная таможенная служба, сама структура российского экспорта лесобумажной продукции весьма несовершенна. С другой стороны, сложившаяся практика вывоза древесины за рубеж требует принятия срочных мер как на законодательном, так и на инфраструктурном уровне.

По доходам от экспорта продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Россия отстает от ведущих лесоэкспортеров мира: от Канады в 8 раз, США 5 раз, Финляндии и Швеции в 3-4 раза ( при том, что лесопокрытая площадь Финляндии меньше чем в России в 31 раз, а Швеции в 38 раз).

Устойчивость структуры экспорта обусловлена его большой доходностью из-за высокой разницы внутренних и экспортных цен. Россия экспортирует круглый лес в 50 стран ближнего и дальнего зарубежья. На долю Китая приходится 8,5% (Финляндии 44,1%, Японии 23,8%, Швеции 8,6%). В то же время лесная промышленность продолжает оставаться одной из наиболее криминогенных сфер хозяйственной деятельности. В условиях нормативных пробелов и либерализации внешней торговли особо привлекательна для теневого бизнеса возможность получения высоких прибылей от реализации на внешнем рынке лесных ресурсов, в т.ч. древесины ценных пород.

Особое беспокойство вызывает положение дел с производством и оборотом древесины и изделий из нее в Дальневосточном федеральном округе. Проблема незаконного оборота ценных древесных пород в этом регионе с каждым годом приобретает все большую остроту.

Во внешней торговле лесоматериалами, также как и в лесозаготовительной деятельности в регионе используются различные способы уменьшения обязательных платежей в бюджет, а также незаконного вывоза древесины. Занижается количество вывозимых лесоматериалов, экспортная валютная выручка не возвращается, значительно занижается контрактная стоимость лесоматериалов, предоставляется недостоверная информация государственным контролирующим органам. Значительные проблемы связаны с экспортом дальневосточной древесины в КНР во исполнение бартерных контрактов, половина которых, как правило, в последствии не получает встречного соответствующего товарного покрытия.

В связи с программой КНР по охране национальных лесных ресурсов и необходимостью обеспечения своих предприятий по глубокой переработке древесины импортным сырьем по минимальным ценам китайские предприниматели сотрудничают преимущественно с российскими лицами, имеющими небольшой товарооборот, акцентируя работу на закупках древесины за наличный расчет у лесозаготовителей по заниженным ценам. Для создаваемых китайскими лицами на российской территории фирм характерна регистрация по фиктивным документам и прекращение деятельности сразу после выполнения экспортных поставок в целях ухода от уплаты налогов и сокрытия выручки. Происходит международная интеграция криминалов китайского и российского происхождения.

Занижаются объемы вывозимой продукции, в том числе путем применения иностранной метрологии, либо так называемой, пересортицы , т.е. под видом менее ценных пород и сортимента древесины вывозятся дорогие. Выявление данных нарушений затруднено в связи с недостатками в обустройстве и оснащении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также в связи с отсутствием специалистов по сортности древесины. Часто такого рода операции осуществляются по договоренности с зарубежными фирмами.

Отсутствует единый подход к измерению объемов древесины, ее сортности как у коммерческих организаций, так и у государственных контролирующих органов.

Особого внимания требуют вопросы, связанные с лесоматериалами, заготавливаемыми и вывозимыми за пределы таможенной территории Российской Федерации иностранными работниками в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов (в Забайкалье иностранные работники заготавливают и вывозят преимущественно древесину в хлыстах).

Таможенный контроль серьёзно затруднен многочисленностью и удалённостью мест отгрузки лесоматериалов, которые зачастую совершенно неприспособленны для проведения таможенного контроля.

Естественно, что эффективный таможенный контроль в таких условиях невозможен и фактически перекладывается на пограничные пункты пропуска и без того работающие с напряжением. Проделанная таможенными органами работа по консолидации мест контроля в более крупные и обустроенные привела к сокращению мест отгрузки лесоматериалов примерно в 2 раза.

Основной упор при проведении оптимизации уделяется наличию в местах погрузки и контроля электронной складской системы учета поступления и отгрузки лесоматериалов. В основе данной системы лежит маркировка каждого бревна посредством жесткой пластиковой бирки. Бирка содержит штрих-код и идентичный ему цифровой код. Информация, содержащаяся в штрих-коде, считывается сканером и преобразуется в электронный формат системы учета товаров, совместимый с программным обеспечением таможенных органов. Это позволяет осуществлять достоверный контроль не только вывозимой лесопродукции, но и дает возможность контролировать остатки товаров в местах отгрузки. Тем самым может быть реализован принцип таможенного аудита, акцент на котором ставит действующий Таможенный кодекс Российской Федерации.

В настоящее время эксперимент по применению электронной системы учета лесоматериалов проводится в Иркутской таможне.

Одно из перспективных направлений повышения эффективности таможенного контроля при экономном использовании ресурсов таможенных органов и сокращении времени проведении таможенных операций таможенное наблюдение с использованием технических средств (видеокамеры с выводом изображения на мониторы таможенных органов).

Такая форма таможенного контроля прежде всего актуальна для железнодорожных пунктов пропуска и выгодна в первую очередь для железных дорог, поскольку будет способствовать сокращению времени обработки поездов. Являясь балансодержателем железнодорожных пунктов пропуска, ОАО РЖД конечно понесёт затраты на оборудование их системами видеонаблюдения, однако, по нашему мнению, они достаточно быстро окупятся.

Подобные системы активно используются на ряде крупных железнодорожных станций для выявления транспортных средств, имеющих нарушение габаритов погрузки. Небольшая адаптация применяемого программного средства позволит в автоматическом режиме контролировать объемы вывозимых лесоматериалов.

Помимо пунктов пропуска целесообразно развивать видеонаблюдение и в крупных местах отгрузки.

В последние годы в целях привлечения дополнительных средств в федеральный бюджет, а также для защиты отечественного лесного комплекса от бесконтрольного вывоза древесины, особенно ценных пород, используемых отечественной лесоперерабатывающей отраслью, был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации по взиманию вывозных таможенных пошлин.

В настоящее время действуют ставки вывозных таможенных пошлин на древесину и изделия из нее в размере 10%, но не менее 5, 10 или 12 (в зависимости от подсубпозиции) евро за 1 куб. м.

В отношении древесины ценных пород (таких как бук, ясень и дуб) приняты и действуют повышенные ставки вывозных таможенных пошлин в размере 20%, но не менее 24 евро за 1 куб. м., которые устанавливались как защитная мера от неконтролируемого экспорта данных товаров и сохранения сырья для отечественной деревообрабатывающей промышленности.

Применение комбинированных ставок пошлин является оптимальным в случае занижения таможенной стоимости товаров и гарантирует уплату таможенных платежей в федеральный бюджет в полном объеме.

Однако применение чрезмерно высоких ставок может иметь обратный эффект: доходная часть бюджета часто снижается за счет уменьшения объемов экспорта, а также за счет возможного вывоза лесопродукции с нарушением таможенных правил.

Проведенный ФТС России сравнительный анализ динамики объемов вывоза топливной древесины (код ТН ВЭД России 4401 10 000 0) и деловой древесины (код ТН ВЭД 4403) позволил сделать вывод, что отсутствие четких критериев качества древесины создает предпосылки для умышленного декларирования товаров не своими наименованиями с целью уменьшения причитающихся к уплате таможенных платежей.

В этой связи ФТС России в июне 2005 года подготовила направила на рассмотрение в Минэкономразвития России предложение о дополнительной детализации ТН ВЭД России с целью выделения отдельной подсубпозиции для топливной древесины, имеющей длину до 1 метра, в отношении которой предполагается сохранение ставки вывозной таможенной пошлины на уровне 0 % от таможенной стоимости.

Анализ эффективности принятых мер таможенно-тарифного регулирования, результаты которого нашли отражение в решениях Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, показал, что при рассмотрении вопросов о корректировке ставок вывозных таможенных пошлин следует исходить из следующих принципов: последовательно продолжать поэтапное снижение вплоть до нуля вывозных таможенных пошлин на товары с высокой степенью добавленной стоимости, а также на технологическое оборудование деревообрабатывающей промышленности; отказаться от использования вывозных таможенных пошлин на товары, экспорт которых не дает значительных поступлений в доходную часть федерального бюджета. Данные меры позволят привлечь внутренние инвестиции для модернизации производства лесопромышленных предприятий и создадут положительные условия для повышения роли отечественного лесопромышленного комплекса в российской экономике.

Пресс-служба ФТС России; 06.12.2005